Русская Православная Церковь и КГБ:
всё в прошлом? Интервью с бывшим
подполковником КГБ писателем
Константином Преображенским
КГБ сгинул в прошлое вместе с Советским
Союзом. Имеет ли смысл сегодня ворошить
прошлое и выяснять связи российских
церковных иерархов с органами
госбезопасности? Этот вопрос мы задали в
ходе передачи "Говорите с Америкой"
писателю Константину Преображенскому,
бывшему подполковнику КГБ, ныне живущему
в США.
Константин Преображенский: Это иллюзия,
которая жива не только на Западе, но
даже в России. Она очень вредна. Никуда
КГБ не сгинул. И, увы, Советский Союз
тоже не сгинул, только уменьшился. Путин
полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете,
сейчас ФСБ находится у власти в России.
Ее полномочия гораздо шире, чем были у
советского КГБ. Идеология практически
коммунистическая – уничтожение
буржуазии, уничтожение частной
собственности, бизнес берется под
контроль государства… Да, это уже
чекистская мафия, но только хуже. Как
можно говорить о сотрудничестве КГБ с
церковью в прошлом, когда и сейчас в
церкви все руководящие посты занимают
агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде
увидишь агента. И патриарх, и все его
заместители – все агенты КГБ.
Инна Дубинская: Вы писали, что в отделе
внешних церковных сношений Московской
Патриархии все епископы являются
агентами КГБ и его преемницы ФСБ. Откуда
у вас такие сведения?
К.П.: Из КГБ. Что касается епископов, то
все советские епископы назначены
государством. Точнее говоря, КГБ. Потому
что епископ – это руководитель
областного масштаба. Руководителей
областного масштаба у нас утверждал ЦК
КПСС, его Идеологический отдел.
Документы для кадровых назначений
готовили КГБ с ЦК – для всех, не только
для церковных руководителей, для любых.
Что касается епископов, то справку о нем
писали Пятое управление КГБ, которое
занималось общим надзором над церковью,
и Первое главное управление (разведка),
если кандидат в епископы хотя бы раз
бывал за границей, потому что здесь с
ним тоже поддерживался агентурный
контакт. Каждая справка заканчивалась
одной и той же фразой: "Сотрудничает с
такого-то года". Именно она и была для
ЦК КПСС самой главной, а вовсе не
церковные заслуги епископа. Наоборот,
чем их меньше, тем лучше. А когда
епископ назначается государством или
даже использует мирские власти для
своего назначения, он не может быть
епископом, как говорят об этом церковные
правила. Поэтому все советские епископы
незаконны с церковной точки зрения.
И.Д.: Это всё прошлое. После распада
Советского Союза в Русской Православной
Церкви появилось более ста
церковнослужителей, которые не имели
никакого отношения к советской церкви.
Не преувеличиваете ли вы, когда
говорите, что по сей день в лоне церкви
есть агенты спецслужб?
К.П.: Церковь к этому не имеет никакого
отношения. Что они, в очереди стояли,
подавали заявления, чтобы их сделали
епископами? Нет. Там другой механизм:
епископ выдвигается другими епископами.
То есть они были выдвинуты советскими
епископами, которые были агентами КГБ и
которые до сих пор ими являются.
На ваш вопрос, не преувеличиваю ли я,
то, что есть агенты КГБ в Московской
Патриархии, у меня есть два ответа.
Кстати, сам термин – сталинский: никогда
в России не было Московской Патриархии,
это Сталин придумал, КГБ придумал.
Чекистский термин 30-х – 40-х годов. А
что касается новых епископов, то они –
ставленники агентов КГБ. И конечно, они
очень лояльны. И сейчас в России
существует принцип "симфонии"
государства и церкви. Почему вербовали
священников в советское время, хотя они
и так были изначально все ставленники
КГБ? Казалось бы, абсурд. Причина чисто
идеологическая, коммунистическая.
Церковь считалась враждебной средой,
как, например, мафия и так далее. Там
нужно было вербовать агентуру. Это
называлось "агентура во враждебной
среде". Сейчас – "симфония" в отношениях
церкви и государства: патриарх и церковь
поддерживают все, даже самые
отвратительные, самые незаконные
действия нынешней российской власти.
Поэтому их уже не нужно вербовать: они и
так выполнят любой приказ без всякой
вербовки.
Ну, а что касается старых епископов
советского посвящения, которые были
агентами, – они и сейчас агенты. Они
перестали бы ими быть в том случае, если
бы они открыто покаялись. Тогда бы их
исключили за расшифровку. Но если они не
каялись – значит, никто их не исключал.
Значит – действующий агент.
"ГОЛОС АМЕРИКИ", 18 августа 2005 г.
Русская Православная Церковь и КГБ: всё
в прошлом? Интервью с бывшим
подполковником КГБ писателем
Константином Преображенским
КГБ сгинул в прошлое вместе с Советским
Союзом. Имеет ли смысл сегодня ворошить
прошлое и выяснять связи российских
церковных иерархов с органами
госбезопасности? Этот вопрос мы задали в
ходе передачи "Говорите с Америкой"
писателю Константину Преображенскому,
бывшему подполковнику КГБ, ныне живущему
в США.
Константин Преображенский: Это иллюзия,
которая жива не только на Западе, но
даже в России. Она очень вредна. Никуда
КГБ не сгинул. И, увы, Советский Союз
тоже не сгинул, только уменьшился. Путин
полностью воссоздал КГБ. Как вы знаете,
сейчас ФСБ находится у власти в России.
Ее полномочия гораздо шире, чем были у
советского КГБ. Идеология практически
коммунистическая – уничтожение
буржуазии, уничтожение частной
собственности, бизнес берется под
контроль государства… Да, это уже
чекистская мафия, но только хуже. Как
можно говорить о сотрудничестве КГБ с
церковью в прошлом, когда и сейчас в
церкви все руководящие посты занимают
агенты КГБ? Куда ни глянешь, везде
увидишь агента. И патриарх, и все его
заместители – все агенты КГБ.
Инна Дубинская: Вы писали, что в отделе
внешних церковных сношений Московской
Патриархии все епископы являются
агентами КГБ и его преемницы ФСБ. Откуда
у вас такие сведения?
К.П.: Из КГБ. Что касается епископов, то
все советские епископы назначены
государством. Точнее говоря, КГБ. Потому
что епископ – это руководитель
областного масштаба. Руководителей
областного масштаба у нас утверждал ЦК
КПСС, его Идеологический отдел.
Документы для кадровых назначений
готовили КГБ с ЦК – для всех, не только
для церковных руководителей, для любых.
Что касается епископов, то справку о нем
писали Пятое управление КГБ, которое
занималось общим надзором над церковью,
и Первое главное управление (разведка),
если кандидат в епископы хотя бы раз
бывал за границей, потому что здесь с
ним тоже поддерживался агентурный
контакт. Каждая справка заканчивалась
одной и той же фразой: "Сотрудничает с
такого-то года". Именно она и была для
ЦК КПСС самой главной, а вовсе не
церковные заслуги епископа. Наоборот,
чем их меньше, тем лучше. А когда
епископ назначается государством или
даже использует мирские власти для
своего назначения, он не может быть
епископом, как говорят об этом церковные
правила. Поэтому все советские епископы
незаконны с церковной точки зрения.
И.Д.: Это всё прошлое. После распада
Советского Союза в Русской Православной
Церкви появилось более ста
церковнослужителей, которые не имели
никакого отношения к советской церкви.
Не преувеличиваете ли вы, когда
говорите, что по сей день в лоне церкви
есть агенты спецслужб?
К.П.: Церковь к этому не имеет никакого
отношения. Что они, в очереди стояли,
подавали заявления, чтобы их сделали
епископами? Нет. Там другой механизм:
епископ выдвигается другими епископами.
То есть они были выдвинуты советскими
епископами, которые были агентами КГБ и
которые до сих пор ими являются.
На ваш вопрос, не преувеличиваю ли я,
то, что есть агенты КГБ в Московской
Патриархии, у меня есть два ответа.
Кстати, сам термин – сталинский: никогда
в России не было Московской Патриархии,
это Сталин придумал, КГБ придумал.
Чекистский термин 30-х – 40-х годов. А
что касается новых епископов, то они –
ставленники агентов КГБ. И конечно, они
очень лояльны. И сейчас в России
существует принцип "симфонии"
государства и церкви. Почему вербовали
священников в советское время, хотя они
и так были изначально все ставленники
КГБ? Казалось бы, абсурд. Причина чисто
идеологическая, коммунистическая.
Церковь считалась враждебной средой,
как, например, мафия и так далее. Там
нужно было вербовать агентуру. Это
называлось "агентура во враждебной
среде". Сейчас – "симфония" в отношениях
церкви и государства: патриарх и церковь
поддерживают все, даже самые
отвратительные, самые незаконные
действия нынешней российской власти.
Поэтому их уже не нужно вербовать: они и
так выполнят любой приказ без всякой
вербовки.
Ну, а что касается старых епископов
советского посвящения, которые были
агентами, – они и сейчас агенты. Они
перестали бы ими быть в том случае, если
бы они открыто покаялись. Тогда бы их
исключили за расшифровку. Но если они не
каялись – значит, никто их не исключал.
Значит – действующий агент.
"ГОЛОС АМЕРИКИ", 18 августа 2005 г.
|