Христиане в современном мире часто
говорят о единстве - о единстве
христиан. Неверующие тоже озабочены
единством христиан, иногда даже
утверждают, что, будь христиане едины, к
их учению относились бы внимательнее.
Это лукавство: вера или неверие никак не
связаны с материальным состоянием
религиозной организации. Для верующего
всё может служить укреплению веры, для
неверующего всё подтверждает его
неверие. Стремление к единству Церкви
важно лишь настолько, насколько оно
преодолевает уверенность в том, что
Церковь уже едина. Эта уверенность есть
в христианстве изначально, унаследована
она от общечеловеческой убеждённости в
своей правоте и исключительности. Логика
проста: единство - хорошо, поэтому
хорошее - уже едино. Церковь должна быть
единой, следовательно, всё не единое -
не Церковь. Таков христианский фанатизм.
Точно таков и фанатизм всякой партии,
всякой нации, да и всякого человеческого
существа: кто не с нами, тот и нелюдь.
Не единство Церкви важно, а единство
человечества. Единства со всеми людьми
(и с Богом, без которого человечество
неполно) ищет душа. Единства ищут не
так, как ищут инопланетян, как ищут
нечто фантастическое, не имеющее места в
реальном мире. Единства ищут, потому что
видят единство. Только видимое единство
человеческого рода - не радует, а даже
напрягает и отталкивает. Люди едины в
способности и склонности ошибаться,
утверждать себя за счёт другого,
уставать от любви и неустанно
ненавидеть. Человечество едино в
бесчеловечности. В поисках единства
человек прежде всего уходит от других
людей, потому что другие люди навязывают
себя в качестве Бога. Авраам уходит из
семьи, потому что хочет настоящей семьи,
не просто очень большой, но бесконечной
- и всё-таки не бесконечно деспотичной.
Это безумная фантазия, ведь склонность
порабощать другого не уменьшается по
мере объединения людей, а возрастает.
Возрастает в геометрической прогрессии.
Безумная мечта исполняется, ибо свобода
оказывается не безумием, а волей высшего
ума, волей Творца. Откровение обещает
Аврааму, что он станет родоначальником
особого рода - бесчисленного,
бесконечного. Понимал Авраам, что речь
не идёт о появлении ещё одного народа, а
появлении настоящего человечества. что "обетованая
земля" - не одна страна, а весь мир?
Важно не понимание, а его готовность
идти, куда ведёт Бог, готовность,
которой так мало было в истории потомков
Авраама - потомков и по плоти, и по
духу. Больше было готовности водить
других.Единство человечества есть нечто,
что не только может осуществиться после
Второго Пришествия, но что
осуществляются уже со времени
Воскресения. Осуществляется не в Церкви,
осуществляется не через отделение
уверовавших от не поверивших. Церковь -
идёт ли речь об организации или о
невидимом Теле, в котором верующие и Бог
одно - лишь средство осуществления этого
единства, и не единственное, к счастью.
Главная беда человеческая не в том, что
люди стремятся к единству национальному,
религиозному, политическому, а в том,
что они готовы удовлетвориться таким
единством. Главное счастье человечества
- что единство реально достижимо не на
макроуровне, а на микроуровне - в любви
двоих, в единомыслии или в единой
молитве троих. Единство не
конструируется, оно уже есть, к нему
нужно лишь прикоснуться. Прикасающийся
вздрагивает и тут же начинает работать
механизм, который работал и до Авраама:
считать лишь своё прикосновение -
единственным верным, звать всех
прикасаться в этом же месте и так же. Но
единство человечество есть Бог, и не
людям указывать Богу. Творение не может
командовать Творцом, хотя только к этому
и стремится. Единство не в том, чтобы
другой соприкоснулся с Богом, а в том,
чтобы люди, соприкасаясь с Богом и друг
с другом, не соединялись в липкую вязкую
массу, каждая частица которой стремится
подняться выше других и быть головой.
Единство - в радости и доверии к
Создателю: Он знает, Он может, Он
делает. Мы можем успокоиться - обрести
покой и единство - потому что Он не
знает покоя в Своём труде по соединению
людей в человечество. Что Бог открыл
каждому, каждый должен беречь и растить,
не кидая тяпку в ближнего, а пребывая в
единстве великой жатвы Господней - друг
друга окликая, друг с другом шутя,
вместе отдыхая за трапезой и вместе
наслаждаясь бесконечностью Поля.
|