с т а т ь я

Церковное Возрождение

Поможет ли «мандат небес» удерживать власть в XXI веке?

Нынешняя весна ознаменовалась обильными публичными взаимодействиями властных лиц с Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП). Причем публичность нередко носила общероссийский характер, так как мероприятия освещались федеральными телеканалами, не говоря уже о более мелких СМИ.

Для начала внимание «простых» россиян приковали к голубым экранам телевизоров, в которых на пасхальных торжествах в храме Христа Спасителя молились перед телекамерами первые лица государства: президент России Владимир Путин, премьер-министр Михаил Фрадков, глава президентской администрации Дмитрий Медведев, полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и многие другие. Само собой разумеется, благодатный огонь со Святой земли в храм Христа Спасителя доставила спецрейсом высокопоставленная делегация – во главе с министром культуры Александром Соколовым.

В пасхальную ночь патриарх РПЦ МП Алексий II персонально отметил заслуги президента Путина, который «несколько дней тому назад посетил Храм Воскресения Христова в Иерусалиме и молился у Живоносного Гроба Господня за страну нашу, за всех жителей нашего отечества». «Ваше пребывание ныне на пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя для нас особенно знаменательно: сегодня вы как бы передаете нам от Живоносного Гроба благословение», – подчеркнул Алексий II. Не менее высоко была оценена деятельность остального начальства, которое, по мнению патриарха, совершает подвиг на ниве «служения Отечеству и нашему народу».

6 мая 2005 г. по заслугам получили полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и мэр Москвы Юрий Лужков. Патриарх РПЦ МП вручил им по ордену святого благоверного князя Дмитрия Донского, который был учрежден специально к 60-летию Победы.
Как сообщает Интерфакс, Г. Полтавченко награжден за труды по объединению людей вокруг Москвы, «чтобы духовно-нравственные начинания возвратились в народ, осуществляя свою спасительную миссию». Ю. Лужков получил награду за строительство Свято-Георгиевского храма на Поклонной горе, где собственно и состоялось награждение.

Накануне, 5 мая, тем же орденом удостоились многие «силовики» во главе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, главнокомандующим внутренними войсками МВД РФ Николаем Рогожкиным, командующим РВСН Николаем Соловцовым, начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Николаем Резником, командующим Воздушно-десантными войсками Александром Колмаковым.
Естественно, орден Димитрия Донского за номером 1, был вручен Владимиру Путину. Любопытно, что орден номер 2 получил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Каков же смысл, «сухой остаток» участия РПЦ МП в публичных актах освящения некомпетентных, коррумпированных и изрядно зажиревших власть предержащих? Или не нынешняя власть окончательно превратила Россию в сырьевое государство с нищими гражданами, неэффективной экономикой и безальтернативной политической системой?

В пасхальную ночь патриарх высказал пожелание, чтобы Праздник Победы объединил российский народ. Об этом же, но более подробно, говорится в Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Показательно, что лейтмотив памяти жертв войны является не главным. Фактически Послание посвящено братскому сплочению в единую семью, единству духа и воли, объединению высокой целью. «Дорогие мои! Общее прошлое объединяет нас, и мы должны быть достойными жертвенного подвига, совершенного нашими отцами и дедами в военные годы... Новые поколения должны достойно хранить завещанное нам братство, скрепленное кровью, пролитой на полях сражений Великой Отечественной войны. Сколько бы лет ни прошло с той далекой поры, память об этом должна жить в сердце народном, чтобы не прерывалась связь времен», - резюмировал Алексий II.

В упомянутом контексте идея единения (в т.ч. жиреющей власти и нищего народа) это и есть санкция небес на существующий порядок вещей, т.е. сакрализация. Естественно, ничего нового в этом нет. Так было «испокон веку», в этом же духе выдержана современная социальная доктрина РПЦ. Та же богоугодная власть и помраченная грехом человеческая личность.

Впрочем, не только церковь поздравляла власть, власть тоже поздравляла церковь. В поздравлении Путина говорится о высоком авторитете патриарха: «Многолетняя плодотворная деятельность на посту предстоятеля русской Православной церкви заслужила Вам высокий авторитет и уважение в обществе».

Действительно, РПЦ МП в силу ряда факторов является носителем довольно высокого авторитета. В свою очередь, власть всегда нуждается в авторитете и доверии народа, особенно в контексте избирательного процесса. Публичные, «правильно» освещаемые подконтрольными СМИ, контакты РПЦ и власти являются не чем иным как актами передачи авторитета высокого уровня.

Следует отметить, что разделение на носителя и получателя авторитета носит условный характер, поскольку «соработничество» осуществляется на взаимовыгодных условиях. Креатуры власти успешно преодолевают выборы, а РПЦ за счет государственных ресурсов наращивает свои материальные активы, «символический капитал», политическое влияние и даже претендует на монополию (подавляя духовных конкурентов-«сектантов» опять же силой государства) превращаясь в «духовного олигарха».

Кроме выборов, церковь поддерживает власть, «когда надо». В последние годы надо было во время чеченской кампании, в связи с гибелью подводной лодки и даже по поводу монетизации льгот... Ох, не случайно власть озабочена авторитетом церкви.

Не удивительно, что приоритет участия в майских юбилейных торжествах был оформлен только для самой «традиционной» в глазах власти конфессии, что несомненно способствовало росту ее идеологического авторитета. Одно только предоставление эфирного времени на общероссийских Первом канале и НТВ дорогого стоит.

По сообщению Службы коммуникаций ОВЦС, выступление Алексия II в эфире НТВ стало кульминацией продолжавшейся на протяжении целого года юбилейной программы канала «Рождение Победы». 7 мая 2005 года НТВ на протяжении всего дня телевизионного вещания демонстрировала другую видеозапись воспоминаний патриарха «об эпизодах военного лихолетья, запечатлевшихся в его памяти, и о восстановлении церковной жизни после Победы». Выступление повторялось после выпусков информационной программы «Сегодня», выходящей в эфир в 10.00, 12.00, 16.00 и 22.00!

В свою очередь, Первый телеканал в праздничные дни показал интервью предстоятеля РПЦ, который ответил на вопросы о духовном и материальном вкладе Православной Церкви в общенародную Победу и о специфике церковно-государственных отношений в годы войны.

Отдельный материал был посвящен Первым телеканалом освобождению из нацистского плена будущего протоиерея Василия Ермакова, где решающую роль сыграл родитель будущего патриарха Алексия II, священник Михаил Ридигер, духовно окормлявший соотечественников, содержавшихся в лагере для перемещенных лиц.

Естественно у телезрителя возникло впечатление, что именно и только РПЦ МП принадлежит духовная монополия на Великую победу. Тем более, что на тех же федеральных каналах регулярно выходят передачи, посвященные деятельности зловредных «сект».

Подводя итоги торжеств, приходится констатировать, что власти и ее церкви удалось аккумулировать и спроецировать на себя сакрализованную энергию Великой победы для своей пользы. Показательно, что оставшиеся в живых ветераны были не главными на этом празднике. Очень многие участники Великой Отечественной войны 9 мая 2005 г. наверное впервые за 60 лет не смогли пройти традиционным маршем по Тверской улице с площади Белорусского вокзала, так как она была обложена ОМОНом.

В целом же нынешнее весеннее обострение сакрализации власти говорит о приближении выборов. Возможно, они будут досрочными..., чтобы наверняка. Понятно, что без клерикальной идеологии никак не обойтись, тем более, что экономических успехов и улучшения жизни народа не предвидится.

Власть делает серьезную ставку на освящение себя, и, судя по всему, пойдет здесь до конца, вплоть до законодательного оформления системы вероисповедных предпочтений, ограничений и гонений по образцу дореволюционной.

Правда, все-таки возникают некоторые ретроспективные сомнения. Накануне революций начала прошлого века сакрализация власти была покруче, а религиозная политика, посредством которой эта сакрализация осуществлялась пожестче. Не помогло. Чем закончилось - известно.

Может быть, пока не поздно, будем соблюдать Конституцию России и воздадим Богу богово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево?

Может быть, объединение людей в многоконфессиональной стране возможно только на основе основополагающих конституционных принципов, предполагающих свободу совести каждому, светскость (мировоззренческий нейтралитет) государства, равенство религиозных объединений и граждан, идеологическое многообразие?

Может быть, РПЦ МП пора осознать пагубность для развития России (и самой церкви) средневековых привычек безоглядной сакрализации власти?

Может быть нужно окончательно прервать связь с временами беспредельной власти одних людей над другими (тоталитаризма), когда человеческая личность под благовидными (и не очень) предлогами втаптывалась в грязь, кровь и нищету?

http://www.rsnews.net/index.phtml?show=pages&page=vesna&lang=RUS
 

©opyleft 2ШШ2 illspirit

 

Используются технологии uCoz