Како веруеши?
Проблемы церковной (организованной) религиозности
Игумен Вениамин (Новик)
кандидат богословия, Санкт-Петербург
Известный христианский апологет К.С. Льюис (1898-1963) прибегает к такому
образу для пояснения роли догматики в религиозной жизни. Он ее сравнивает с
географической или морской картой, с помощью лаконичной и суховатой схемы
которой можно, преодолевая наполненные жизненными энергиями стихии и штормы
бытия, достигнуть желанного и спасительного берега. Это без карты было бы
почти невозможным.
Можно предложить следующее развитие этого образа: все религии и конфессии
имеют свои собственные картосхемы (догматические системы, различной степени
развитости). Но многие из них вместо того, чтобы помнить о том, что только
одному Богу точно известно, кто из отправившихся в рискованное путешествие
достиг другого берега, а кто нет; они вместо того, чтобы сочувственно
относиться друг к другу, помня о том, что даже очень хорошей карты еще
недостаточно, чтобы достичь спасительного берега, принялись хвастаться своими
картами, соответственно, считая их самыми лучшими.
Некоторые на этом не остановились и принялись украшать свои карты, чтобы еще
более показать их неоспоримое перед другими преимущество. Они настолько
украсили свои карты и составили такие прекрасные песнопения, что им даже
расхотелось отправляться в путь, в опасное плавание, и они стали проводить
время в созерцании самой карты, благочестивом хождения вокруг нее, уже как бы
прозревая спасительный берег и как бы уже на нем находясь. При этом они стали
очень презирать берег, на котором все-таки продолжали находиться, решив, что
вовсе не следует заниматься его благоустройством, а на время ожидания можно
благоустроиться лишь в храмах, собственных домах и квартирах, периодически
выглядывая и посматривая, что вокруг делается. ? те, кому благоустроенных
квартир не хватило, принялись скрупулезно подсчитывать дату неизбежного конца
света.
Другие решили, что лучший способ - это не рассуждать самим в сложном вопросе
толкования обозначений в карте, а положиться во всем на авторитетные источники
(предание), в которых раз и навсегда все определено. ? если что-то и не
определено, то стало быть этого знать и не надобно. Они решили не замечать,
что море, которое следует пересечь, очень изменилось: в нем появились новые
рифы и видоизменились старые, возникли новые течения и новые острова, стала
другой "роза ветров"; оказалось, что часть противоположного берега так
изменилась (или их способ мировосприятия изменился - это тоже с достоверностью
не известно), что стало еще более неясно, что принадлежит тому берегу, а что
нет, и где он, собственно, начинается. Стала другой и навигационная техника,
появились новые навигационные знаки. То есть возникла необходимость в
корректировке карты.
Но сама картосхема оказалась настолько освящена древностью, что мысль о
приведении ее в соответствие с изменившимися условиями казалась кощунственной
(мало ли что нового может вообще появиться!). Сторонники этого направления
утверждают, что если каждый верующий станет настоящим верующим, то все
"внешние" проблемы решатся сами собой, а поэтому самими этими проблемами, как
таковыми, заниматься вовсе не следует, а следует лишь внутренне
совершенствоваться. Эти люди чаще говорят не о "пути"
(предполагающем динамику), а об "истинном состоянии", которое по их мнению, и
дает их конфессия. Поэтому у них уже не карта, а подробные догматические
описания и ритуальные инструкции. Но все же не обладая внутренней уверенностью
в своей правоте, они стали угрюмыми и гордыми, совершенно оставив
миссионерство.
Народ же попроще решил, что путем точного соблюдения обрядов можно получить от
Бога какую-то помощь. Поэтому эти люди занимаются бесконечным выяснением у
<батюшек>, <чего можно, а чего нельзя> при соблюдении ритуала. Здесь вообще
сама идея спасения как-то плохо воспринимается, но есть желание заручиться
покровительством свыше. ? этой группе нередко встречаются люди не имеющие
никакого специфического мистического чувства, что не мешает им считать себя
верующими. Эта группа самая многочисленная.
Надо сказать и об еще одной странной группе (правда очень малочисленной),
которая думает не столько о собственном спасении, и даже не о спасении других,
сколько о "создании условий" для возможности спасения, причем не столько в
трансцендентном (проще говоря: индивидуально-загробном, понятном для всех
смысле), сколько в каком-то экзистенциально-социальном, ставя на первое место
общение и взаимодействие людей. Они утверждают, что надо идти не только
внутренним путем, но и внешним, так как эти пути тесно взаимосвязаны, и иногда
правильно выбранный внешний путь способствует правильному выбору внутреннего
пути. Эти люди иногда договариваются до таких странных вещей, как
"христианская общественность", "христианская политика", и даже...
"христианская экономика". Поэтому у них уже не карта, а какой-то "перечень
приоритетов" и мероприятий по реформе строя религиозной жизни. Эти люди
вызывают возмущение не только у верующих, но даже и у неверующих.
Но и это все-таки еще не самые странные люди. Есть и такие, которые и вовсе не
верят в спасение, но очень почему-то хотят, чтобы другие в него верили. Они
неустанно ищут врагов, клеймят еретиков и особенно тех, кто, как им кажется,
подрывает религию изнутри, предлагая карты с небольшими погрешностями,
могущими привести к катастрофическим последствиям в деле спасения, в котором
не может быть мелочей. Они обличают тех, кто размывает ясные, как им кажется,
границы религии, говоря о каких-то туманных общечеловеческих ценностях,
совершенно неопределенном гуманизме или вовсе подозрительном универсализме.
Сторонники этого направления всегда выступают за конкретность и ясность, и у
них самих вместо карты - ясные и понятные лозунги.
Есть и еще одна группа людей, которые обратили внимание на слова Христа о том,
что Царство Божие (другой берег) начинается в душах людей уже здесь и сейчас,
и для этого не следует долго изучать сложную систему навигации, выработанную
предшественниками, а нужно непосредственно "здесь и сейчас" выполнять простые
и ясные заповеди Христа о любви к Богу и к всем людям (вот и вся схема), и что
таким образом - экзистенциальным снятием противоположности "внутреннего" и
"внешнего" - можно достигнуть желаемого берега, к которому, может быть, и не
приложимы пространственно-временные категории. Эта группа простотой своей идеи
вызывает раздражение почти у всех предыдущих, которые ее обвиняют в
антиисторизме и в пренебрежении Священным Преданием.
Причем все эти группы в ходе взаимных дискуссий и противостояния все более и
более стали как-то забывать об общей цели пути, не видя и того, что, при всем
желании бесконечно уточнять свои догматические формулировки (карты), они никак
не могут устранить область неопределенности (о которой, правда, упоминает
апостол Павел: 1 Кор.8,2; 1 Кор.13,12), а значит и связанного с ней довольно
неприятного риска, которого вроде бы не должно быть. Почти во всех группах
нашлись немногие люди, которые стали напоминать о важности первоначальной
общей цели, обращать равное внимание не только на догматический аспект, но и
на этический, призывать к единству в главном при естественном многообразии
культурных и философских традиций. Но члены различных групп и конфессий
настолько привыкли существовать раздельно друг от друга, что у них уже не было
особого желания как-то объединяться.
Есть и такие (стоящие совсем особняком), которые решили, что любая
привнесенная извне религия плоха уже тем, что не у них возникла, что она
неестественна и неорганична для них, и что следует исходить из своих корней и
из своей почвы. Некоторые из них в своем традиционализме дошли до самого
натурального язычества как "первоистока", который и принялись с увлечением
изучать, находя в нем глубокий и даже эзотерический смысл. Причем эти люди
особенно отрицают саму возможность существования каких-либо общечеловеческих
ценностей, которые, как они считают, были изобретены одними людьми для обмана
других людей.
Не будем сейчас искать полного соответствия между изображенными в очень
приблизительной форме тенденциями в религиозно-церковной жизни и фактически
существующими конфессиями и религиозными группами, тем более, что в чистом
виде ни одна из тенденций не встречается, но задумаемся не столько о болезнях
чужих, сколько о своих собственных, которые мы знаем лучше, тем более, что эти
болезни часто носят хронический характер.
|