Сложный период своего бытия
Удастся ли извести «раскольников и униатов» с
помощью потомков Богдана Хмельницкого?
Визит делегации активистов, именующих себя "запорожскими казаками", в Чистый
переулок помимо вручения главе РПЦ МП очередных медалей от лица православной
общественности имел своим результатом речь Патриарха, в которой тот предрек
новый сложности "московскому православию" на "Киевской Руси". По словам
Святейшего, кандидата Ющенко поддерживали "раскольники и униаты, поэтому
существует опасение, что каноническая Украинская Православная Церковь в новых
условиях будет испытывать определенные трудности и вступит в сложный период
своего бытия".
Что же это за опасение, у кого оно существует, и почему УПЦ МП надо готовиться
к нападению "раскольников и униатов"? Тот факт, что поддержка "одного из
кандидатов" (как было принято говорить) со стороны УПЦ МП носила
демонстративный и неприкрытый характер - давно известен. Так же, как не секрет
и то, что остальные христианские юрисдикции Украины "определились" с
поддержкой "другого кандидата". Но почему сторонники "другого" вдруг должны
перейти в наступление? А все дело в том, что весьма недальновидная церковная
политика Москвы спровоцировала последователей других ведущих Церквей Украины (УГКЦ,
УПЦ КП и УАПЦ) встать в жесткую оппозицию московской Церкви и московской
политике. И дело тут не в "антимосковских" настроениях команды Ющенко. Если бы
в Москве исходили из реальной перспективы, то постарались бы давно наладить
отношения с Филаретом (Денисенко), главой УПЦ КП, а то и с митрополитом
Мефодием (Кудряковым), главой УАПЦ, как налаживают их с "главарями
карловацкого раскола". Но в Москве привыкли к схеме: кто ближе к власти, у
того все. И вот – о, ужас! - ближе к власти может оказаться… те самые
"другие". "Раскольники и униаты".
Есть ли у Московского Патриарха основания, повторяя заклинания Союза
православных граждан, предрекать гонения на УПЦ МП со стороны нового
правительства и нового президента Украины? Стоит ли поддаваться панике и
стягивать "козацьки сичевые курени" к Киево-Печерской Лавре? По правде говоря,
надо признать, что любой реальный политик будет исходить из статус кво, коли
кампания закончилась. И Ющенко с Тимошенко – не исключения.
Настоящая проблема – и, вероятно, именно она лежит в основе резких заявлений
Патриарха - в другом. "Оранжевая революция" угрожает России. Об этом народ
нашей страны предупредил скандально известный пресс-секретарь Союза
православных граждан Кирилл Фролов, публично отрекшийся от своего бывшего
соратника политтехнолога Белковского и лидеров партии "Родина", которые,
оказывается, "продались" революционерам.
Однако Россия все же не Украина, в ЕС и НАТО ее никто в ближайшей перспективе
не зовет, да она и сама к тому не стремится. Чем же могут прельстить массы
"оранжевые лозунги" и "помаранчева перемога"? Только апелляцией к
романтической героике и "высшей нравственности" в политике. Ни сами вожди
украинской оппозиции, ни их противники не могут похвалиться имиджем
высоконравственных людей, а народ тоскует по нравственной и ответственной
власти. Впрочем, "революционная" героика, пафос преобразований, пафос "лучшей
жизни" - источники романтики сами по себе, и этот ресурс был использован на
Украине вполне.
Значит ли это, что эффективная политика Украины (пусть и прозападная), при
которой люди начнут "жить лучше", а государственный курс выправится в сторону
самостоятельности, кому-то невыгодна? И значит ли, что если на Украине люди
станут жить по-прежнему (то есть довольно скудно), от этого станет кому-то
удобнее? Похоже, что так. Ведь то же мы переживаем и в России.
Простейшая управляемая государственная структура состоит из массы нищих,
которым кидают куски хлеба и медяки. Она тут же начинает страстно любить
власть, об этом еще Толстой писал. Пока работает административный ресурс –
можно опираться на него, но когда он провисает – остаются апелляции к праву
сильного.
Каковы альтернативы? Кажется, президент Ющенко вовсе не намерен позволять
захватывать или отнимать что-то у УПЦ МП. Он не намерен и радикально портить
отношения с Россией. Он только лишь намекает, что скорректирует религиозную
политику, убрав из нее одно понятие, "государственная религия", предоставив
многим равные права. Вот это-то на дипломатическом языке и называется
"покровительство раскольникам и униатам".
Угрожает ли России дестабилизация "по украинскому варианту", как пугает нас
Кирилл Фролов? Скорее всего, нет. Но "украинский сценарий" заставляет
задуматься о том, что у России не одна парадигма развития, а по меньшей мере
сто. И религиозный фактор тем эффективнее, чем он свободнее и удаленнее от
государства.
Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru"
|