Православизация
о. Яков Кротов
Православизация может быть
охарактеризована как синхронизация
курсов церковной и светской властей при
безусловном лидерстве светской власти.
Этим православизация отличается от
клерикализации. Православизация -
явление новое, поскольку для
Средневековья и дореволюционной России
абсурдно было бы говорить о
синхронизации - Церковь изначально была
тенью государства. Секуляризация
поставила церковь в России перед
выбором: научиться самостоятельности,
овладеть "двойным языком", научившись
быть лояльной власти в любых
обстоятельствах, причём лояльность эта
одновременно и вполне искренняя, и
вполне искусственная.
Поскольку курс деспотической власти
постоянно меняется в сторону ужесточения
либо послабления, синхронизация с нею
есть процесс не разовый, а постоянный.
Власть в 2004 г. критикует
самостоятельное правозащитное движение -
и собор утверждает: «Под предлогом
защиты прав человека защищается грех,
который внедряется в жизнь как некая
болезненная норма».
Между тем, бывали ведь и православные
правозащитники, защищавшие права
верующих в то время, когда иерархи
скромно молчали или критиковали войну
США во Вьетнаме. Разумеется, соборяне
рассчитывают, что в Кремле понимают: эта
критика не относится к тем фиктивным
правозащитникам, которые финансируются
Кремлем, чтобы уничтожить реальных. При
этом им приходится идти на сознательную
ложь, ибо правозащитники никогда,
например, не защищали аборты - а вот
лояльная Кремлю дума именно в дни
заседания собора отказалась принять
меры, осложняющие аборт.
Власть в 2004 г. резко сократила
финансирование школ и науки, поощряя
малограмотность и продвигая в
номенклатуру людей подчеркнуто
антиинтеллектуальных, и собор заявляет:
«Верующие люди должны иметь право
обучать своих детей в государственных
школах без опасения, что им будет
навязываться, как "единственно научная",
безрелигиозная картина мира».
Между тем, есть ведь и православные
ученые, не видящие ничего
безрелигиозного в современной биологии
или физике, есть православные педагоги.
Антиэволюционизм никогда не был в
православной традиции обязательным.
Власть с августа 2004 г. стала в духе
советской пропаганды критиковать Запад
за вмешательство во внутренние дела
России, тоталитарный режим стал обвинять
демократический мир в тоталитаризме - и
собор: «Насаждение в мире одной системы
ценностей является лишь повторением уже
знакомой нам тоталитарной практики,
противоречащей духу христианской
свободы, попыткой скроить мир по единому
образцу, лишить его красоты и
многообразия, данных Творцом». "Красота"
- когда в одной стране есть свобода
слова, а в другой нет, разнообразие -
когда в одной стране капитализм, а в
другой феодализм.
Власть под предлогом борьбы с
терроризмом ограничивает демократию и
свободу слова, и митрополит Кирилл
подхватывает: «Когда вокруг нас
торжествует и утверждается моральный
релятивизм, тогда становится возможным и
такой вопрос: а почему, собственно, и не
быть терроризму, а почему бы не взрывать
дома, поезда и самолеты?» (http://www.mospat.ru/text/news/id/7829.htm).
То есть, истоки терроризма - не в дурном
фанатизме, а в голливудских фильмах, в
готовности (если вспомнить стереотипы
советской пропаганды) за джинсы и жвачку
продать родину.
Власть ликвидирует независимость судей -
и собор подхватывает: «Решение
внутрицерковных вопросов светским судом
противоречит каноническим нормам». В
проекте церковного суда, который
обсуждался на соборе, не предусмотрел
состязательный судебный процесс, он
выстроен по образцу раннего
средневековья и резко отличается от
того, что стало нормой для других
православных церквей.
Власть использует новояз, и собор
требует для Московской Патрирхии
привилегий, но подчеркивает, что это
следует называть не привилегиями, а
средством «раскрытия уникального
созидательного потенциала православных
народов».
Как далеко зашел процесс православизации,
стало видно из того, что в резолюции
собора впервые нет брюзжания о засилье в
газетах и на телевидении атеистов,
напротив: «Собор с удовлетворением
констатирует возрастающий
благожелательный интерес светских СМИ к
вопросам веры и спасения, заботам и
чаяниям народа Божия, к различным
аспектам церковной жизни, пожеланиям и
озабоченностям православных верующих».
Здесь, правда, маленькая деталь
напомнила о том, что тексты составляются
не русскими людьми, а советскими
пропагандистами: ведь в русском языке
невозможно употребить слово
«озабоченность» во множественном числе.
В обмен на синхронизацию, МП ожидает от
власти охраны её монопольного положения
в обществе. Ведь в резолюции собора
сказано, что опаснее атеизма "внутрицерковные
распри, в которых истощаются духовные
силы народа". От правительства МП
ожидает и прямого финансирования:
"Религиозные ценности должны учитываться
при осуществлении любых общественных
проектов, затрагивающих интересы
большого числа людей". На встрече
архиереев с президентом в Кремле (во
время собора) епископ Берлинский вслух
попросил президента о деньгах на
поддержку приходов МП зарубежом.
Хотя православизация - явление
специфическое для советской и
крипто-советской России, Московская
Патриархия во многом подобна наиболее
фундаменталистским христианским
движениям Запада. Это проявляется в
обличении культа "роскоши, потребления,
комфорта, удовольствий, зачастую
связанных с нравственной
распущенностью", наркомании, секуляризма,
гуманизма, отделения церкви от
государства.
|