с т а т ь я

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

 

Церковное Возрождение

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОКАЯНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ


Хорошо известна историческая и культурная роль РПЦ в развитии России, но сегодня нельзя жить только воспоминаниями.

В данный момент РПЦ с социокультурной точки зрения представляет колосса на глиняных ногах, средневековый реликт в византийской позолоте. Евангельскую жемчужину уже почти не видно. Устаревшая форма делает почти недоступным усвоение содержания.

Понимает ли это высшая иерархия, приходское духовенство, православная паства? Большинство, увы, не понимает. Светские люди так же, в своем большинстве, не понимают, смотря на РПЦ как на что-то экзотическое, для чего-то полезное, что-то рассчитанное не столько на жизнь, сколько на смерть (отпевание). Самое страшное, что многих людей во всех социальных группах такое положение устраивает. В христианской ли (даже статистически) вообще мы стране живем?

Почему, казалось бы, люди не видят очевидного? Дело в том, что кроме Св.Писания, существует так называемое Св.Предание, а проще говоря - традиция. В ходе истории главное и второстепенное перестали различаться, произошла сакрализация второстепенных факторов церковной жизни. Из-за средств люди уже не видят целей. Произошла подмена цели. Такая абберация происходит во всех сферах жизни, в том числе и в светской, но в религиозной сфере это искажение имеет наиболее тяжелый характер, т.к. церковная среда, имеющая дело с абсолютным, по своей природе тяготеет к консервативности. Эта проблема четко обозначена в Евангелии. Иисус Христос именно за это обличает законников и фарисеев. Во всех сферах жизни есть свои фарисеи.

На Западе эта проблема была решена с помощью Реформации, создавшей лозунг о необходимости постоянной реформации (обновления).

В начале ХХв. в России внутри РПЦ была попытка реформации, но она по разным причинам потерпела крах. Известно, с каким трудом в России идут любые реформы. Популярное объяснение, что в “обновленчестве” были сплошь “нехорошие люди”, конечно неверно. (См. работу А.Краснова-Левитина “Лихие годы”, 1977).

То, что эта проблема обновления церковной жизни не надумана, видно из “Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе” (СПб, 1906г.), из того, что на Предсоборном присутствии 1906 г., на Поместном Соборе 1917-8 гг. четко ставились эти вопросы.

Сегодня, после 70-летнего паралича церковной жизни, когда для Церкви важно было выжить, можно было бы вернуться к проблеме обновления, но этого не происходит. Современная иерархия полностью игнорирует эту проблему, из-за нерешения которой весь строй церковной жизни не только не способствует, а лишь тормозит общее обновление России. То что громко называют “духовным возрождением” на самом деле относится к реставрации храмов и к сопутствующей реставрации того типа религиозности, который однажды уже привел Россию к катастрофе.

Современные архиереи не так образованны, как дореволюционные, богословское образование тогда было получше нынешнего.

Современная иерархия, общаясь с высшими должностными лицами государства, и так себя хорошо чувствует, а простой народ, который составляет большинство прихожан, находится под гипнозом незыблемости “Св.Предания”, каждая йота которого неприкосновенна. Здесь очень кстати приходится чуть ли не основное православное понятие ‘послушание’. Современные князья Церкви сами в значительной степени находятся под этим гипнозом. Тех священников, которые пытаются что-то изменить просто изгоняют, как Георгия Кочеткова (Москва). Интеллигенция же после всплеска интереса к РПЦ в начале перестройки сегодня тихо уходит из РПЦ, похоже уже окончательно.

Нетрудно предвидеть, что все многочисленные договора, которые высшая иерархия заключает с МВД, МО и др. министерствами и учреждениями не приведут почти ни к какому результату, т.к. современная РПЦ крайне несовременна, вообще не имеет языка общения с современным миром. Отдельные продвинутые “батюшки” общей довольно тоскливой картины не меняют.

Та же проблема стояла и перед Католической Церковью, и она ее успешно решила, созвав ?? Ватиканский Собор (1962-5гг.). На этом Соборе была развита социальная доктрина Церкви, были приняты решения о приведении устаревших форм церковной жизни в соответствии с новыми реальностями, введен апостолат мирян. По сути дела это была бескровная реформация.

Сегодня необходимо:

Прежде всего, РПЦ необходимо покаяться в своем многолетнем сервилизме и прямом сотрудничестве с коммунистической властью.

Необходимо также изменить саму довольно тяжелую провинциально-националистическую атмосферу в РПЦ. Она может маскироваться энтузиазмом отдельных священнослужителей и хорошим пением хора, но эта тяжелая атмосфера в своей глубине довольно стойкая, можно сказать: архетипическая. Она связана со средневековьем.

Не существует одного рецепта для такого обновления, но кое-что все же можно предложить.

1. Необходимо русифицировать богослужебный язык, вообще сделать его внятным и четким. Христианство - это религия Слова, и слова в церкви должны звучать четко и осмысленно. Необходимо вернуть Христа в Церковь, сделать православие христоцентричным.

2. Сократить малопонятное монотонное богослужение, сделать богослужение понятным. Для этого необходимо создать приходской богослужебный устав. Сегодня приходы пытаются жить по монастырскому уставу.

3. Ввести богослужебное разнообразие. Если кому-то очень нравятся долгие монастырские службы, у него должна быть возможность посещать такие службы, но должны быть и социально ориентированные приходы.

4. Повысить активность прихожан, т.е. разумно демократизовать приходскую жизнь. (На религиозном языке это называется соборностью. В католичестве это называется “апостолатом мирян”). Сейчас церковная жизнь излишне централизована, и административная структура РПЦ мало чем отличается о структуры КПСС.

5. Развить социальное служение Церкви: диаконию и благотворительность, как это имеет место, например, в Германии. Сегодня же благотворительные организации являются, в основном, “крышами” для воровства.

6. Создать социальную доктрину РПЦ. Она должна представлять собой осмысление всей полноты действительности с христианской точки зрения. По сути дела, она уже есть у католиков, надо лишь “смирить гордыню” и воспользоваться ею.

7. Необходимо вести работу по переходу на новый стиль, который принят большинством православных церквей, которые празднуют Рождество Христово вместе с западными христианами 25 декабря.

8. Все эти вопросы можно решить (или начать решать) только на Поместном соборе, к которому следует готовиться. Поместного Собора РПЦ не было уже 10 лет. По уставу РПЦ такие Соборы должны созываться не реже одного раза в 5 лет.

о. Вениамин (Новик)
 

                                                                                 © Церковное Возрождение

 

Используются технологии uCoz