с т а т ь я

Церковное Возрождение

Письмо православных различных национальностей, проживающих во Франции, опубликованное в газете "Русская мысль"

Одним из важных явлений XX века является то, что в следствие эмиграции православие уже более не является чисто "восточным", а приобрело поистине планетарное распространение. Повсюду мы наблюдаем рождение местных православных общин и храмов, установление местных православных Церквей. Так и во Франции, где, по разным оценкам, насчитывается более 250 тысяч православных – русских, сербов, румын, болгар, греков, арабов, грузин, а также французов или тех, кто во втором, третьем и даже четвертом поколении становятся французскими гражданами, – фактически создается и растет местная Церковь, единая для всех, вне зависимости от национального происхождения верующих и от языка, на котором совершаются богослужения. Основной вопрос, требующий теперь разрешения, – о каноническом статусе этой местной православной Церкви.

Нижеприводимый нами текст отражает сложившуюся сегодня ситуацию и намечает перспективы обустройства православной Церкви во Франции и на Западе вообще.

Православное единство во Франции и на Западе:

Наша общая ответственность

Все мы, дети разных эмиграций ХХ столетия или же коренные французы, от наших духовных Отцов, воспитавших нас в вере православной, унаследовали Православие, понимаемое как "Церковь Христова на земле" – "не некое учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым" (прт. Сергий Булгаков. Православие. 1932). Подобное восприятие православия, благодаря воспитанию наших Отцов, привело нас к пониманию того, что призванием православной Церкви всегда было и есть свидетельство о Христе и миссия. Повсюду – а православие ныне распространено по всему миру – оно призвано "вливаться" в местную культуру, ибо как "новая жизнь во Христе" оно универсально.

В Западной Европе все мы, православные разного происхождения, поняли, что нам следует нести свидетельство о православии в братском диалоге с прочими христианами и часто в условиях нехристианского окружения. Вот почему, уже на протяжении десятилетий, мы ведем работу по собиранию всех православных верующих, стремясь крепить евхаристическое общение между нами и достичь того, чтобы были выработаны определенные канонические структуры, соответствующие православной экклесиологии. Речь идет, стало быть, о территориальном церковном устройстве, не терпящем никакого "национализма" (что отнюдь не означает, конечно, разрыва с той или иной культурой или языком).

Эта экклесиология включает в себя кафоличность/соборность, неотделимую от служения предстоятельства, которое в настоящее время несет Константинопольский Патриарх, архиепископ "Нового Рима". Первенство, или "предстоятельство в любви и ради любви", должно осуществляться в духе 34?го апостольского правила: "Епископам всякого народа [имеется в виду местная Церковь, то есть совокупность всех, кто проживает на определенной территории] подобает знать первого из них и признавать его своим главой и не творить ничего, превышающего их власть без его рассуждения: каждый из них должен заниматься лишь тем, что касается его епархии и зависящих от нее территорий. Но и первый ничего пусть не творит без рассуждения всех остальных. Ибо воцарится единомыслие, и прославится Бог – Отец и Сын и Святой Дух".

Нам кажется, что наш долг как православных, живущих в Западной Европе, – продолжать предпринятые уже давно усилия во имя "примирения" православных верующих разных происхождений для того, чтобы в каждом из нас мы видели прежде всего православного, а не русского, серба, грека, румына или француза.

Церковное единство и евхаристическое общение, в котором все мы пребываем, – достаточно недавнее явление и, несомненно, еще довольно хрупкое. Но "Сила Божья в немощи совершается" (2Кор 12, 9). И все мы несем ответственность за это единство, все мы призваны хранить его (Еф 4, 3) и заботиться о том, чтобы никто и ничто не могло это единство нарушить. "Одно тело и один Дух... один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех..." (Еф 4, 4-5).

Во Франции мы, к счастью, имеем сегодня уже не просто Межепископский комитет, как это было еще несколько лет назад, а Собрание православных епископов Франции. Это преобразование – важный шаг на пути к проявлению соборности. Он стал возможен благодаря тому взаимному доверию, которое установилось между всеми нами в процессе тесного сотрудничества. Собрание епископов было основано в духе решений Подготовительной межправославной предсоборной комиссии, принятых в Шамбези (Швейцария) в 1993 году. Эти решения были подписаны представителями основных православных Церквей. Мы считаем необходимым поддерживать и даже поощрять наших епископов в их совместной работе, благодаря которой, будем надеяться, православные автокефальные Церкви во всем мире смогут найти ответ на неразрешенные до сих пор вопросы.

Полное примирение всех автокефальных Церквей позволит выработать для православия в Западной Европе подлинно канонический статус путем совместного решения в духе соборности, свойственном традиционному православию. Мы считаем необходимым содействовать всем усилиям, идущим в этом направлении, отказываясь от любых попыток дробления и замыкания на себе, несовместимых с подлинной природой Церкви, в которой все мы "одно во Христе" (Гал 3, 28).

13 июля 2004 г.

Астэриос АРГИРИУ, заслуженный профессор Страсбургского университета, староста греческого Трехсвятительского прихода в Страсбурге, член епархиального совета (Греческая епархия Вселенского Патриархата);

Ирина БОБРОВА, староста прихода Св. Серафима Саровского в г. Шель (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Александр ВИКТОРОВ, инженер, директор завода, председатель Русского студенческого христианского движения (РСХД);

Велизар ГАЙИЧ, член-основатель СИНДЕЗМОСа (Всемирного братства православной молодежи), член-основатель сербского прихода Св. Саввы в Париже (Сербский Патриархат);

прот. Иоанн ГЕЙТ, доцент университета в г. Экс-ан-Прованс, настоятель Свято-Николаевского собора в Ницце и Свято-Гермогеновского прихода в Марселе (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Клод ГИФФЛЕР, доктор медицины, основатель и староста франкоязычного прихода Свв. Космы Дамиана в Авиньоне (Греческая епархия Вселенского Патриархата);

Наталья ГОРБАНЕВСКАЯ, член Введенского прихода в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Жан-Поль ДАР, доктор медицины, секретарь Попечительского комитета Свято-Сергиевского богословского института, член Свято-Троицкого франкоязычного прихода (нижний храм Свято-Александро-Невского собора) Парижа (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Ибрагим ИССИД, доктор химических наук, псаломщик-регент арабоязычного прихода Cв. Стефана в Париже (Антиохийский Патриархат);

Свящ. Разван ИОНЕСКУ, доктор биоврачебной инженерии, кандидат богословия Бухарестского университета, настоятель румынского прихода Св. Параскевы и Св. Геновефы в Париже (Румынский Патриархат);

Дмитрий КАДЕРЕ, инженер по микроэлектронике, член приходского совета румынского прихода Св. Параскевы и Св. Геновефы в Париже (Румынский Патриархат);

Валентин КОРЕЛЬСКИЙ, отв. работник банка, член правления "Голоса Православия" (радио на русском языке), член прихода Свято-Александро-Невского кафедрального собора в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Эдуард ЛАХАМ, профессор, доктор медицины, член епархиального совета (Западно-европейская епархия Антиохийского Патриархата);

Диакон Николай ЛОССКИЙ, заслуженный профессор университета Париж Х–Нантер, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, клирик франкоязычного прихода Всех Скорбящих Радости и Cв. Геновефы в Париже (Московская Патриархия);

Мать ОЛЬГА, доктор филологический наук, бывший доцент Института восточных языков Парижа, игуменья Покровской женской обители в Бюси-ан-От (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Владимир ПРОДАНОВИЧ, выпускник Призренской семинарии (Сербия) и Свято-Сергиевского богословского института, член прихода Св. Саввы в Париже (Сербский Патриархат);

Архимандрит СИМЕОН (Коссэк), настоятель Свято-Силуановского монастыря в Сен-Марс-де-Локенэ (Московский Патриархат);

Михаил СТАВРУ, инженер, магистр богословия, доцент Свято-Сергиевского богословского института, член редколегии православного богословского журнала "Contacts", член Свято-Троицкого франкоязычного прихода в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Жорж ХАБЭТ, руководящий работник пищевой промышленности, член Движения православной молодежи Антиохийского Патриархата, член Свято-Троицкого франкоязычного прихода в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);

Иван ЧЕКАН, бывший воспитанник Свято-Сергиевского богословского института и выпускник Высшего литургического института в Париже, бывший секретарь Главной квартиры Организации российских юных разведчиков – скаутов (ОРЮР), основатель православной пресс-службы (SOP, Serviceorthodoxedepresse).

(перевод с французского)

Источник: "РУССКАЯ МЫСЛЬ", №28 (4513), 15-21 июля 2004

©opyleft 2ШШ2 illspirit

 

Используются технологии uCoz