|
|
Церковное Возрождение |
Письмо православных различных
национальностей, проживающих во Франции, опубликованное в газете "Русская
мысль"
Одним из важных явлений XX века является то, что в следствие эмиграции
православие уже более не является чисто "восточным", а приобрело поистине
планетарное распространение. Повсюду мы наблюдаем рождение местных
православных общин и храмов, установление местных православных Церквей. Так и
во Франции, где, по разным оценкам, насчитывается более 250 тысяч православных
– русских, сербов, румын, болгар, греков, арабов, грузин, а также французов
или тех, кто во втором, третьем и даже четвертом поколении становятся
французскими гражданами, – фактически создается и растет местная Церковь,
единая для всех, вне зависимости от национального происхождения верующих и от
языка, на котором совершаются богослужения. Основной вопрос, требующий теперь
разрешения, – о каноническом статусе этой местной православной Церкви.
Нижеприводимый нами текст отражает сложившуюся сегодня ситуацию и намечает
перспективы обустройства православной Церкви во Франции и на Западе вообще.
Православное единство во Франции и на Западе:
Наша общая ответственность
Все мы, дети разных эмиграций ХХ столетия или же коренные французы, от наших
духовных Отцов, воспитавших нас в вере православной, унаследовали Православие,
понимаемое как "Церковь Христова на земле" – "не некое учреждение, но новая
жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым" (прт. Сергий Булгаков.
Православие. 1932). Подобное восприятие православия, благодаря воспитанию
наших Отцов, привело нас к пониманию того, что призванием православной Церкви
всегда было и есть свидетельство о Христе и миссия. Повсюду – а православие
ныне распространено по всему миру – оно призвано "вливаться" в местную
культуру, ибо как "новая жизнь во Христе" оно универсально.
В Западной Европе все мы, православные разного происхождения, поняли, что нам
следует нести свидетельство о православии в братском диалоге с прочими
христианами и часто в условиях нехристианского окружения. Вот почему, уже на
протяжении десятилетий, мы ведем работу по собиранию всех православных
верующих, стремясь крепить евхаристическое общение между нами и достичь того,
чтобы были выработаны определенные канонические структуры, соответствующие
православной экклесиологии. Речь идет, стало быть, о территориальном церковном
устройстве, не терпящем никакого "национализма" (что отнюдь не означает,
конечно, разрыва с той или иной культурой или языком).
Эта экклесиология включает в себя кафоличность/соборность, неотделимую от
служения предстоятельства, которое в настоящее время несет Константинопольский
Патриарх, архиепископ "Нового Рима". Первенство, или "предстоятельство в любви
и ради любви", должно осуществляться в духе 34?го апостольского правила:
"Епископам всякого народа [имеется в виду местная Церковь, то есть
совокупность всех, кто проживает на определенной территории] подобает знать
первого из них и признавать его своим главой и не творить ничего, превышающего
их власть без его рассуждения: каждый из них должен заниматься лишь тем, что
касается его епархии и зависящих от нее территорий. Но и первый ничего пусть
не творит без рассуждения всех остальных. Ибо воцарится единомыслие, и
прославится Бог – Отец и Сын и Святой Дух".
Нам кажется, что наш долг как православных, живущих в Западной Европе, –
продолжать предпринятые уже давно усилия во имя "примирения" православных
верующих разных происхождений для того, чтобы в каждом из нас мы видели прежде
всего православного, а не русского, серба, грека, румына или француза.
Церковное единство и евхаристическое общение, в котором все мы пребываем, –
достаточно недавнее явление и, несомненно, еще довольно хрупкое. Но "Сила
Божья в немощи совершается" (2Кор 12, 9). И все мы несем ответственность за
это единство, все мы призваны хранить его (Еф 4, 3) и заботиться о том, чтобы
никто и ничто не могло это единство нарушить. "Одно тело и один Дух... один
Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех..." (Еф 4, 4-5).
Во Франции мы, к счастью, имеем сегодня уже не просто Межепископский комитет,
как это было еще несколько лет назад, а Собрание православных епископов
Франции. Это преобразование – важный шаг на пути к проявлению соборности. Он
стал возможен благодаря тому взаимному доверию, которое установилось между
всеми нами в процессе тесного сотрудничества. Собрание епископов было основано
в духе решений Подготовительной межправославной предсоборной комиссии,
принятых в Шамбези (Швейцария) в 1993 году. Эти решения были подписаны
представителями основных православных Церквей. Мы считаем необходимым
поддерживать и даже поощрять наших епископов в их совместной работе, благодаря
которой, будем надеяться, православные автокефальные Церкви во всем мире
смогут найти ответ на неразрешенные до сих пор вопросы.
Полное примирение всех автокефальных Церквей позволит выработать для
православия в Западной Европе подлинно канонический статус путем совместного
решения в духе соборности, свойственном традиционному православию. Мы считаем
необходимым содействовать всем усилиям, идущим в этом направлении, отказываясь
от любых попыток дробления и замыкания на себе, несовместимых с подлинной
природой Церкви, в которой все мы "одно во Христе" (Гал 3, 28).
13 июля 2004 г.
Астэриос АРГИРИУ, заслуженный профессор Страсбургского университета, староста
греческого Трехсвятительского прихода в Страсбурге, член епархиального совета
(Греческая епархия Вселенского Патриархата);
Ирина БОБРОВА, староста прихода Св. Серафима Саровского в г. Шель (Архиепископия
церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);
Александр ВИКТОРОВ, инженер, директор завода, председатель Русского
студенческого христианского движения (РСХД);
Велизар ГАЙИЧ, член-основатель СИНДЕЗМОСа (Всемирного братства православной
молодежи), член-основатель сербского прихода Св. Саввы в Париже (Сербский
Патриархат);
прот. Иоанн ГЕЙТ, доцент университета в г. Экс-ан-Прованс, настоятель
Свято-Николаевского собора в Ницце и Свято-Гермогеновского прихода в Марселе (Архиепископия
церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);
Клод ГИФФЛЕР, доктор медицины, основатель и староста франкоязычного прихода
Свв. Космы Дамиана в Авиньоне (Греческая епархия Вселенского Патриархата);
Наталья ГОРБАНЕВСКАЯ, член Введенского прихода в Париже (Архиепископия церквей
русской традиции, Вселенский Патриархат);
Жан-Поль ДАР, доктор медицины, секретарь Попечительского комитета
Свято-Сергиевского богословского института, член Свято-Троицкого
франкоязычного прихода (нижний храм Свято-Александро-Невского собора) Парижа (Архиепископия
церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);
Ибрагим ИССИД, доктор химических наук, псаломщик-регент арабоязычного прихода
Cв. Стефана в Париже (Антиохийский Патриархат);
Свящ. Разван ИОНЕСКУ, доктор биоврачебной инженерии, кандидат богословия
Бухарестского университета, настоятель румынского прихода Св. Параскевы и Св.
Геновефы в Париже (Румынский Патриархат);
Дмитрий КАДЕРЕ, инженер по микроэлектронике, член приходского совета
румынского прихода Св. Параскевы и Св. Геновефы в Париже (Румынский
Патриархат);
Валентин КОРЕЛЬСКИЙ, отв. работник банка, член правления "Голоса Православия"
(радио на русском языке), член прихода Свято-Александро-Невского кафедрального
собора в Париже (Архиепископия церквей русской традиции, Вселенский
Патриархат);
Эдуард ЛАХАМ, профессор, доктор медицины, член епархиального совета
(Западно-европейская епархия Антиохийского Патриархата);
Диакон Николай ЛОССКИЙ, заслуженный профессор университета Париж Х–Нантер,
профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, клирик
франкоязычного прихода Всех Скорбящих Радости и Cв. Геновефы в Париже
(Московская Патриархия);
Мать ОЛЬГА, доктор филологический наук, бывший доцент Института восточных
языков Парижа, игуменья Покровской женской обители в Бюси-ан-От (Архиепископия
церквей русской традиции, Вселенский Патриархат);
Владимир ПРОДАНОВИЧ, выпускник Призренской семинарии (Сербия) и
Свято-Сергиевского богословского института, член прихода Св. Саввы в Париже
(Сербский Патриархат);
Архимандрит СИМЕОН (Коссэк), настоятель Свято-Силуановского монастыря в
Сен-Марс-де-Локенэ (Московский Патриархат);
Михаил СТАВРУ, инженер, магистр богословия, доцент Свято-Сергиевского
богословского института, член редколегии православного богословского журнала "Contacts",
член Свято-Троицкого франкоязычного прихода в Париже (Архиепископия церквей
русской традиции, Вселенский Патриархат);
Жорж ХАБЭТ, руководящий работник пищевой промышленности, член Движения
православной молодежи Антиохийского Патриархата, член Свято-Троицкого
франкоязычного прихода в Париже (Архиепископия церквей русской традиции,
Вселенский Патриархат);
Иван ЧЕКАН, бывший воспитанник Свято-Сергиевского богословского института и
выпускник Высшего литургического института в Париже, бывший секретарь Главной
квартиры Организации российских юных разведчиков – скаутов (ОРЮР), основатель
православной пресс-службы (SOP, Serviceorthodoxedepresse).
(перевод с французского)
Источник: "РУССКАЯ МЫСЛЬ", №28 (4513), 15-21 июля 2004 |
|
|
|
|