Ксения Деннен
«Распространять
правду — очень опасное дело, особенно когда государство основано на лжи»
Ксения Деннен — одна из основателей и
председателем правления Кестонского института (Оксфорд, Великобритания), одной
из старейших и наиболее уважаемых организаций, занимающихся вопросами
религиозной свободы в СССР и России.
— Вы стояли у истоков Кестонского института. Расскажите, пожалуйста, об
истории его создания. Что побудило его основателей к созданию подобной
организации?
— Идея основать институт, который занимался бы изучением религиозной ситуации
в коммунистических странах, возникла в Англии в 1966 г.
В 1959-1960 гг. один из его основателей, каноник Майкл Бурдо, посетил СССР с
первой группой студентов из Великобритании. В течение года он изучал в Москве
русский язык и литературу. В 1964 г., узнав о преследованиях в Почаевском
монастыре из самиздатских документов, изданных в Париже Н. Струве, он снова
посетил Россию. Это был самый разгар антирелигиозной кампании Хрущева.
Однажды, узнав, что в Москве был взорван один из храмов, он пошел посмотреть
на то, что от него осталось. В это время к нему подошла женщина и, буквально
как в Евангелии, сказала ему: «Следуйте за мной». Он пошел за женщиной и попал
в какое-то помещение на окраине города, где проводились тайные встречи
христиан. Там, к своему удивлению, он встретился с тремя женщинами,
помогавшими собирать и копировать материалы о Почаевском монастыре. Люди,
собравшиеся там, попросили его помочь донести до людей на Западе истинное
положение в сфере религии в Советском Союзе. Именно тогда Майкл Бурдо понял,
что это дело станет призванием и задачей всей его жизни.
У истоков Кестонского института изначально стояли четыре человека: каноник
Майкл Бурдо, сэр Джон Лоуренс, профессор Леонард Шапиро, и профессор Питер
Реддуэй. К этой группе я причисляю и себя, так как после знакомства с Майклом
Бурдо в 1966 г. у меня также возникла убежденность в необходимости такого
института. Я в то время только что закончила университет по специальности
«русский язык и литература», была очень увлечена всем, что связано с Россией,
и даже некоторое время пела в хоре православной церкви в Оксфорде, хотя сама
принадлежу к англиканской церкви. Естественно, я очень хотела помочь этому
делу.
Институт был формально основан в 1969 г. В 1973 г. я основала и в течение
восьми лет редактировала академический журнал института «Религия в
коммунистических странах» (Religion in the Communist Lands), который позднее
он получил название «Религия, государство и общество» (Religion, State and
Society) — (далее по тексту — РКС. — Ред.)
В 70-е годы Институт значительно расширился: одно время у нас работало около
30 сотрудников, специалистов практически по каждой стране социалистического
блока.
— Откуда взялось такое название — Кестонский институт?
— Сначала мы назывались «Centre for the Study of Religion and Communism».
Название Keston College (под этим названием мы были известны ранее) происходит
от названия деревни, где находилась бывшая англиканская школа — первое
приобретенное нами для института помещение. Однако впоследствии, по настоянию
Роуэна Уильямса (ныне архиепископ Кентерберийский — глава Церкви Англии —
Ред.), считавшего, что наша организация должна поддерживать тесные связи с
академическим сообществом, мы перенесли свою работу в Оксфорд. По настоящее
время Институт и его библиотека и архивы находятся именно там.
— Пожалуйста, расскажите об основных направлениях деятельности Кестонского
института в советское время.
— Целью института был сбор достоверной информации о положении верующих
различных вероисповеданий в восточной Европе и Советском Союзе,
распространение этой информации через информационные бюллетени, ее анализ в
серьезных академических статьях, а также публикация документов. В то время,
как и сегодня, мы ставили перед собой задачу защиты прав каждого человека на
исповедание и выражение своих религиозных убеждений, на свободу от религиозных
преследований в любой их форме. Роль Кестонского института до перестройки
можно назвать «гласом безгласных».
Кроме того, мы исследовали вопросы законодательства, церковно-государственных
отношений, официальной советской политики по отношению к религии и истории
различных христианских церквей в СССР.
Особое внимание мы уделяли тяжелому положению верующих, которые оказались в
заключении, регулярно публикуя так называемые «списки узников», в которых
приводились имена известных нам заключенных-христиан и вся полученная о них
информация. Например, в начале 1982 г. наш журнал опубликовал следующие цифры:
«Число заключенных христиан, по сведениям института Кестона, в течение 1981 г.
продолжало расти и к концу года достигло 350 человек. Это цифра почти вдвое
превосходит данные трехлетней давности…» (Религия в коммунистических странах,
том 10, No.1, 1982, с. 81–83).
Мы тесно сотрудничали с международными церковными и правозащитными
организациями. Материалы о положении верующих, опубликованные в журнале
Кестона, получили резонанс во Всемирном Совете Церквей, когда в ноябре—декабре
1975 г. в Найроби, на Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей, впервые
был поставлен вопрос о религиозной свободе в СССР. Наш журнал перепечатал
обращенное непосредственно к делегатам ассамблеи ВСЦ письмо о. Глеба Якунина и
Льва Регельсона, в котором рассказывалось о религиозных преследованиях в
Советском Союзе. В итоге делегаты ассамблеи приняли предложение, чтобы в
августе следующего года представить Центральному комитету доклад о религиозных
свободах в странах, подписавших Хельсинкское соглашение. Отчет о религиозной
ситуации в Советском Союзе для ВСЦ подготовил наш институт.
Статус нашей организации в Англии не позволял нам заниматься непосредственной
правозащитной деятельностью. Однако наша информация использовалась другими
организациями и влиятельными группами — например, мы тесно сотрудничали с
«Международной амнистией», передавая ей имеющиеся у нас материалы. Теперь,
когда я беседую с теми людьми, о которых мы писали до перестройки, я понимаю,
насколько важно было знать оказавшимся в положении «безгласных», что о них
известно за границей. Это была серьезная моральная поддержка. Кроме того,
часто это положительно влияло на обращение с заключенными в тюрьме или лагере.
— Вероятно, ваша работа была довольно опасной?
— Разумеется, сбор информации был сопряжен с большими трудностями и
опасностями — в первую очередь, для людей, живших в СССР. Спецслужбы следили и
за нами, и за теми, с кем мы встречались. Некоторые документы вывозились за
рубеж с помощью миссионерских организаций — например, «Open Doors» или «Slaviska
Missionen». Для меня эта деятельность закончилась тем, что в 1976 г. мне
запретили въезд в Россию. Вновь я смогла приехать сюда только в 1992 г.
Институт Кестона был отнесен советскими спецслужбами к числу пяти самых
опасных западных антисоветских организаций. Нападки на нас продолжались даже
после 1988 г. Распространять правду — очень опасное дело, особенно когда
государство основано на лжи.
— Какое место занимали в вашей работе вопросы правового регулирования
деятельности религиозных организаций?
— Мы публиковали и анализировали любые изменения Закона о религиозных
объединениях 1929 г., который действовал вплоть до 1990 г. Содержание этого
закона и вносимых в него поправок в целом были недоступны советским гражданам
в силу общей секретности, окружавшей любые правовые вопросы в СССР. В первом
же выпуске РКС (февраль 1973 г.), я перепечатала секретный документ, который
рассылался в «Комиссии содействия при исполкомах и районных советах по
контролю за соблюдением законодательства о культах». Такие комиссии были
созданы по решению партийной идеологической комиссии в ноябре 1963 г., они
были призваны осуществлять наблюдение и надзор за религиозной жизнью. Подобные
секретные инструкции оставались неизвестными большинству советских граждан; из
их содержания становится ясно, в какой мере государство вмешивалось во
внутренние дела религиозных групп и приходов. Другой круг вопросов,
обсуждавшийся на страницах РКС, касался советской Конституции и ее отношения к
христианам.
— Положению каких религиозных групп уделял наибольшее внимание Институт
Кестона?
— Мы работали со всеми религиозными группами, никому не отдавая предпочтения.
РКС печатала материалы об отдельных христианах и группах христиан,
принадлежащих к самым разным конфессиям — о православных, баптистах,
римо-католиках, пятидесятниках, адвентистах. Просматривая журналы Кестона,
опубликованные между 1973–1988 гг., я сама поражаюсь тому количеству
разнообразных проблем, тому числу христианских групп и отдельных христиан, о
судьбах которых мы писали. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них.
Мы широко освещали дело о. Бориса Заливако, который в начале 1970 г. был
приговорен к восьми годам заключения в колонии строгого режима и к пяти годам
ссылки. В июне 1973 г. РКС перепечатала материалы о нем из «Хроники текущих
событий» (издание на английском языке «Международной амнистии»), № 17 за 1970
г. и письмо в его защиту, составленное товарищами о. Бориса — заключенными
мордовского лагеря. В июне 1974 г. РКС напечатала статью о нем Андрея
Синявского, в которой рассказывалось о заключенном священнике, человеке
огромной веры, служившем на открытом воздухе, под дождем и снегом, и ставшем
выдающимся примером христианского служения Богу и людям. Андрей Синявский,
лично познакомившийся в лагере с Борисом Заливако и, опасаясь за его жизнь,
сообщил, что о. Борис, переведенный в 1971 г. на трехлетний срок во
Владимирскую тюрьму, был очень болен. Выдержав тюремное заключение, он был
сослан в Томскую область. После 1978 г. Кестон не имел о нем никаких сведений.
Кестон регулярно писал о православном мирянине Анатолии Краснове-Левитине.
Майкл Бурдо в своей книге «Патриарх и пророки», опубликованной в 1969 г.,
посвятил ему целый раздел. Мы печатали выдержки из некоторых его статей.
Кестон пристально следил за его судьбой: мы знали, что в 1969 г.
Краснов-Левитин стал одним из членов-основателей «Инициативной группы защиты
прав человека в СССР» и в сентябре того же года был арестован. Мы сообщили о
его последующем аресте в 1971 г., представили его точку зрения о необходимости
религиозной свободы в СССР и его критику Московской патриархии за
сверхподчиненность последней светским властям.
Еще одним православным верующим, которому Кестон уделил много места в своих
публикациях доперестроечного периода, был о. Глеб Якунин. Мы были с ним
друзьями и остаемся таковыми до сих пор: мы не забыли его героической
жертвенности при коммунистическом режиме. 27 декабря 1976 г. о. Глеб Якунин,
дьякон Варсонофий Хайбулин и православный мирянин Виктор Капитанчук основали
«Христианский комитет защиты прав верующих», что стало поистине историческим
моментом: вплоть до процесса над о. Глебом Якуниным в августе 1980 г.
(арестован 1 ноября 1979 г.) и Виктором Капитанчуком в октябре 1980 г.
(арестован 12 марта 1980 г.), комитет действовал как эффективный орган сбора
информации о многих христианских деноминациях и помогал распространять эту
информацию. К весне 1980 г. комитет передал на Запад 423 документа. Благодаря
его работе мы в Кестоне могли лучше понять религиозную ситуацию в СССР и наши
публикации имели больший резонанс.
Мы много писали о «Христианском семинаре по проблемам религиозного
возрождения», который в сентябре 1974 г. был основан Александром Огородниковым
и его товарищами. Кестон подробно сообщал об обысках, арестах и судах над
членами семинара — Владимиром Порешем, Татьяной Щипковой и Александром
Огородниковым, о насильственном помещении в психиатрическую больницу
Александра Аргентова и Георгия Федотова. В 1987 г. мы напечатали большую
статью об Огородникове, основанную на документах, тайно переданных из лагеря в
мае 1986 г. В этих документах сообщалось о чудовищном обращении, которому
подвергался Огородников в условиях лагерного режима, а также о дополнительном
трехлетнем заключении, к которому его приговорили лагерные власти. Благодаря
широкой огласке, которую получило дело Огородникова на Западе после публикаций
Кестона, многие сотни его собратьев-христиан молились за него, — что
позволило, по его словам, вынести все лагерные тяготы и выжить.
— А что касается других конфессий?
— Да, о других конфессиях мы тоже много писали. Двумя важнейшими источниками
сведений о католиках и их положении в Советском Союзе стали «Хроника Литовской
католической церкви» (выходила с 1972 г.) и «Католический комитет защиты прав
верующих», основанный в 1978 г. В нескольких номерах РКС были помещены статьи,
основанные на информации, полученной из этих источников. Мы также перевели
много документов и сообщений из литовской «Хроники».
Гонения на членов баптистской церкви и особенно на баптистов-инициативников
подробно исследовались Майклом Бурдо в его книге «Религиозное брожение в
России» (1968 г.). Мы регулярно публиковали новую информацию: публиковали
списки заключенных баптистов, многие документы о видном деятеле баптистской
церкви пасторе Георгии Винсе, который находился в заключении в 1966–1969 гг. и
был арестован во второй раз в 1974 г. Весной 1986 г. опубликован отчет «Совета
родственников узников евангельских христиан-баптистов» о возобновившихся
преследованиях в 1985 г. Журнал Кестона сообщил, что основавшая Совет
шестидесятитрехлетняя Лидия Винс, мать Георгия Винса, была арестована в 1970
г. и приговорена за свою деятельность к трем годам заключения в лагере. Ее
место заняла Галина Рыткова, чей муж за свои религиозные убеждения также
находился в тюрьме; Рытковой угрожали насильственным помещением в
психиатрическую больницу, и ей пришлось скрываться с тремя маленькими детьми.
Также пришлось скрываться другому руководителю Совета, Александре Козорезовой,
но в 1981 г. ее обнаружили и арестовали.
В 70-е годы мы печатали материалы о христианах веры
евангельской-пятидесятниках, которые желали эмигрировать из СССР по
религиозным убеждениям: они не могли жить христианской жизнью в советском
обществе, не могли смириться с ограничениями и протестовали против
преследования их детей. Еще одна группа, о которой мне хотелось бы упомянуть,
— это адвентисты. В 1984 г., в год столетия основания адвентистской церкви в
России, в РКС появилась подробная статья о политике партии в отношении
адвентистов на протяжении многих лет. Ранее, в 1980 г. на основе документов
отколовшейся группы адвентистов («Церковь верных и свободных адвентистов
седьмого дня»), передававшихся на Запад в 1970 гг., мы анализировали положение
этой группы и освещали процесс над ее лидером, В. А. Шелковым, проходивший в
марте 1979 г. Шелков был приговорен к пяти годам заключения в колонии строгого
режима, где он умер 27 января 1980 г. в возрасте 84 лет. Он провел в лагерях
три срока — в 1931–34 гг. на Урале, в 1945–54 гг. — в Караганде, в 1957–67 гг.
— в лагерях Дальнего Востока, Сибири и Мордовии.
Однако мы не ограничивались христианскми конфессиями. Так, нами публиковались
материалы о деятельности буддийских групп, в частности о судьбе
ученого-буддолога Б. Дандарона, арестованного вместе с учениками в августе
1972 г. и обвиненного в «создании религиозной группы».
— На чем была сосредоточена деятельность института в постсоветский период?
После перестройки и изменения общего климата по отношению к религии мы
продолжали изучение религиозной ситуации в стране. Институт Кестона — в первую
очередь исследовательская организация, так что наша миссия при любых условиях
остается неизменной. Если ранее мы собирали, анализировали, распространяли
информацию о преследованиях и о положении верующих во время коммунистического
правления, впоследствии наши задачи расширились и стали включать в себя анализ
и описание общей ситуации религии в посткоммунистических странах.
— Каковы, на ваш взгляд, современные тенденции в области свободы совести в
России? Характерна ли эта ситуация исключительно для России или нечто похожее
происходит в других странах мира?
— Это очень сложный вопрос, и мне не хотелось бы делать далеко идущие
обобщения. Во-первых, я бываю сейчас в России довольно редко и не могу с
уверенностью судить о ситуации. Однако для меня очевидна ее сложность и
неоднозначность. Во время своих поездок по России я могла наблюдать самые
разные ситуации.
Меня лично тревожит все более широкое распространение антикультистского
движения, с представителями которого мне не раз приходилось встречаться. Они
придерживаются убеждений, что все неправославные организации относятся к
категории «сект», а их деятельность опасна. Однако эти взгляды основаны на
предрассудках, а не на объективной информации. Я думаю, что здесь наша работа
поможет людям получить ту объективную информацию, которой сегодня так
недостает.
Как специалист по русской истории и культуре, я прекрасно понимаю тех, кто
хотел бы сохранить старую русскую культуру и духовность русского православия в
первозданной чистоте. Но если русская православная церковь уверена в себе,
знает себя и свое богословие, она может спокойно сосуществовать с другими.
Если же она склоняется к тоталитарности, то тем самым она выдает свою
слабость.
— На ваш взгляд, насколько хорошо мировое сообщество осознает, в каком
состоянии находится свобода религии в современной постсоветской России?
— К сожалению, мне кажется, что в мире интерес к событиям, происходящим в
России, в значительной степени угас. В Великобритании, во всяком случае, это
очевидно.
— В чем Институт Кестона видит свою миссию сейчас? Будут ли вопросы свободы
совести в России по прежнему в центре внимания Кестона, или же фокус внимания
переместится в другие регионы?
— Как я уже отметила, миссия Института Кестона в современную эпоху осталась
неизменной, однако формы ее осуществления, конечно, будут иными. Наша задача —
не правозащитная деятельность, хотя, конечно, право на свободу совести было и
остается одной из важных областей нашей исследовательской деятельности. Мы
намерены ее продолжать и развивать.
К сожалению, нам пришлось закрыть КНС (Кестонскую службу новостей), которая в
течение многих лет была нашей визитной карточкой и важным источником
информации для многих в России и за рубежом. Это случалось в нашей истории и
раньше — в конце 80-х годов мы также на несколько лет прекращали выпуск
новостей и возобновили лишь в 1995 г. Мы надеемся, что и в этот раз мы сможем
возобновить рассылку новостей, однако подавая их в более аналитическом ключе.
Большим нашим достижением стало установление соглашения с колледжем Риджентс
Парк Оксфордского университета, согласно которому новый директор института (им
стал только что вступивший в должность д-р Даворин Петерлин) также будет
являться научным сотрудником этого колледжа и таким образом поможет
установлению более тесных связей института с университетским сообществом. Мы
хотели бы, чтобы студенты, в том числе и из стран Восточной Европы, могли
получить более свободный доступ к нашим архивам информации, проводить
исследования, посвященные религии в Советском Союзе и в посткоммунистических
странах.
|