К о м е р
ц и а л и з а ц и я
Среди
негативных качеств современного православного духовенства глава РПЦ МП
Патриарх Алексий II впервые назвал "усиливающуюся коммерциализацию многих
сторон приходской жизни". На проходившем 15 декабря в храме Христа Спасителя
Епархиальном собрании клириков г. Москвы Алексий II прямо говорил об
"оскудении молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом у части
духовенства".
Противоречивость позиций церковного руководства
в его отношении к деньгам заключается в том, что МП не отказывается от своего
стремления к обогащению, осуждая за то же самое секулярное общество и его
граждан. Очевидность "двойного стандарта" в отношении к приобретению прибыли и
иных материальных ценностей в рамках Церкви подтверждается более ранними
заявлениями Патриарха, прямо противоположными сегодняшнему. В сентябре 2000
года Алексий II назвал "беспочвенными" обвинения Церкви в коммерциализации.
Однако наряду с этим предстоятель отметил, что "добровольные взносы епархий и
приходов не могут обеспечить реализацию той широкомасштабной программы,
которую осуществляет Церковь. Для этих целей необходимо создать прочную
материальную базу" (ИТАР-ТАСС / Православие 2000, Екатеринбург, 26 сентября
2000).
Внутри Московской патриархии сосуществуют нищие
деревенские приходы и богатые кафедральные соборы. Кроме того, служат в Церкви
молодые и старые священники с семьями, которые еле сводят концы с концами, а
также семейные священнические кланы, определяющие хозяйственную жизнь целых
епархий.
В постсоветский период православные приходы, на
которых служат предприимчивые священники, получали помощь от российского
бизнеса (в России это естественно). Прихожане сотен, а может быть и тысяч
приходов по всей стране видят то, как священники ездят в бани и рестораны с
"новыми русскими". А потом вместе с батюшкой радуются вновь возведенному
куполу или починенной крыше храма.
После 15 лет церковного капитализма,
оставившего глубокий след и в душах прихожан, и в сознании светского общества,
Патриарх Алексий II сделал большой шаг вперед. Ранее подобное заявление могло
появиться только в "антицерковной" прессе, а теперь проблема, хотя бы в общем
виде, была озвучена на уровне священноначалия: "Материальная
заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой
все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам торгуют
"церковными услугами". Глава РПЦ МП говорит о том, что деятельность
священников "не должна быть назойливым вымогательством денег", а поэтому
совершение любых таинств должно быть бесплатным.
Выступление Патриарха на московском
Епархиальном собрании определяет только лишь один рубеж, который может
ограничить стремление настоятеля церкви, его эконома или матушки и т.д.,
заработать деньги. Таким рубежом является совершение таинств. Для того, чтобы
понять принципиальную позицию Московской патриархии по отношению к
зарабатыванию денег, обратимся к яркой идеологической статье одного из
известных церковных журналистов диакона Андрея Кураева "Откуда у Церкви
деньги?" (http://www.kuraev.ru/dengi.html). Прежде всего, Кураев оправдывает
сам факт того, что Церковь должна и имеет полное право брать деньги с
прихожан, так как "это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных
от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной
жизни". Идеалом православной среды в представлении Кураева является заведомо
фантомная картина традиционной крестьянской общины, видимо, где-то в Византии.
Что касается современных российских крестьян, то они неохотно отдают деньги на
нужды храмов, то ли из-за того, что они сильно атеизированы, то ли из-за того,
что батюшки чаще посещают дома "новых" богатых односельчан.
Проблема взимания платы за таинства, а не
только за свечки, книги, освящения и т.д., рассматривается диаконом Андреем
Кураевым с точки зрения церковной целесообразности. С одной стороны, причастие
и крещение в большинстве случаев совершаются бесплатно, однако на деле
пришедшему в храм человеку все равно придется заплатить, к примеру, формально
он даст только на хор. По словам Кураева, "если у человека нет возможности
внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение – по церковным
правилам священник обязан согласиться на совершенно безвозмездный труд
(труднее будет уговорить хор)".
Оправдание нынешней системы материального
обеспечения Церкви о. Андрей Кураев находит в советском времени. В рамках
идеологии, которую исповедует Кураев и значительная часть священноначалия,
отсутствие прямого притока прибыли за различные церковные услуги со стороны
прихожан – это наследие советского периода. Кураев предлагает развивать
церковную "экономику" следующим образом: прихожане знакомят с батюшкой
чиновников, представителей банковских структур, крупного и среднего бизнеса, и
"убеждают помочь".
Если исходить из марксистского мировоззрения,
то Кураев, да и Патриарх Алексий II, в своих статьях и заявлениях описали
схему (финансовых схем, впрочем, может быть много) сращивания церковного и
монополистического капитала. С этой точки зрения выступление предстоятеля РПЦ
МП на Епархиальном собрании московского духовенства следует рассматривать
совершенно под иным углом. Слова Алексия II о коммерциализации церковной жизни
это стремление сделать более прозрачным для священноначалия и более
упорядоченным приходской и епархиальный бизнес в регионах и в столице. Слова
Патриарха – это надежда на то, что православное духовенство, так же как и
светский бизнес, будет соблюдать "Свод нравственных принципов и правил в
хозяйствовании", принятый Межрелигиозным советом СНГ.
Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru"
|