с т а т ь я

Церковное Возрождение

К о м е р ц и а л и з а ц и я

Среди негативных качеств современного православного духовенства глава РПЦ МП Патриарх Алексий II впервые назвал "усиливающуюся коммерциализацию многих сторон приходской жизни". На проходившем 15 декабря в храме Христа Спасителя Епархиальном собрании клириков г. Москвы Алексий II прямо говорил об "оскудении молитвенной настроенности, духовного горения перед Богом у части духовенства".

Противоречивость позиций церковного руководства в его отношении к деньгам заключается в том, что МП не отказывается от своего стремления к обогащению, осуждая за то же самое секулярное общество и его граждан. Очевидность "двойного стандарта" в отношении к приобретению прибыли и иных материальных ценностей в рамках Церкви подтверждается более ранними заявлениями Патриарха, прямо противоположными сегодняшнему. В сентябре 2000 года Алексий II назвал "беспочвенными" обвинения Церкви в коммерциализации. Однако наряду с этим предстоятель отметил, что "добровольные взносы епархий и приходов не могут обеспечить реализацию той широкомасштабной программы, которую осуществляет Церковь. Для этих целей необходимо создать прочную материальную базу" (ИТАР-ТАСС / Православие 2000, Екатеринбург, 26 сентября 2000).

Внутри Московской патриархии сосуществуют нищие деревенские приходы и богатые кафедральные соборы. Кроме того, служат в Церкви молодые и старые священники с семьями, которые еле сводят концы с концами, а также семейные священнические кланы, определяющие хозяйственную жизнь целых епархий.

В постсоветский период православные приходы, на которых служат предприимчивые священники, получали помощь от российского бизнеса (в России это естественно). Прихожане сотен, а может быть и тысяч приходов по всей стране видят то, как священники ездят в бани и рестораны с "новыми русскими". А потом вместе с батюшкой радуются вновь возведенному куполу или починенной крыше храма.

После 15 лет церковного капитализма, оставившего глубокий след и в душах прихожан, и в сознании светского общества, Патриарх Алексий II сделал большой шаг вперед. Ранее подобное заявление могло появиться только в "антицерковной" прессе, а теперь проблема, хотя бы в общем виде, была озвучена на уровне священноначалия: "Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное. Нередко храмы, подобно коммерческим фирмам торгуют "церковными услугами". Глава РПЦ МП говорит о том, что деятельность священников "не должна быть назойливым вымогательством денег", а поэтому совершение любых таинств должно быть бесплатным.

Выступление Патриарха на московском Епархиальном собрании определяет только лишь один рубеж, который может ограничить стремление настоятеля церкви, его эконома или матушки и т.д., заработать деньги. Таким рубежом является совершение таинств. Для того, чтобы понять принципиальную позицию Московской патриархии по отношению к зарабатыванию денег, обратимся к яркой идеологической статье одного из известных церковных журналистов диакона Андрея Кураева "Откуда у Церкви деньги?" (http://www.kuraev.ru/dengi.html). Прежде всего, Кураев оправдывает сам факт того, что Церковь должна и имеет полное право брать деньги с прихожан, так как "это плата за то, что мы живем в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни". Идеалом православной среды в представлении Кураева является заведомо фантомная картина традиционной крестьянской общины, видимо, где-то в Византии. Что касается современных российских крестьян, то они неохотно отдают деньги на нужды храмов, то ли из-за того, что они сильно атеизированы, то ли из-за того, что батюшки чаще посещают дома "новых" богатых односельчан.

Проблема взимания платы за таинства, а не только за свечки, книги, освящения и т.д., рассматривается диаконом Андреем Кураевым с точки зрения церковной целесообразности. С одной стороны, причастие и крещение в большинстве случаев совершаются бесплатно, однако на деле пришедшему в храм человеку все равно придется заплатить, к примеру, формально он даст только на хор. По словам Кураева, "если у человека нет возможности внести надлежащую жертву за крестины, венчание или погребение – по церковным правилам священник обязан согласиться на совершенно безвозмездный труд (труднее будет уговорить хор)".

Оправдание нынешней системы материального обеспечения Церкви о. Андрей Кураев находит в советском времени. В рамках идеологии, которую исповедует Кураев и значительная часть священноначалия, отсутствие прямого притока прибыли за различные церковные услуги со стороны прихожан – это наследие советского периода. Кураев предлагает развивать церковную "экономику" следующим образом: прихожане знакомят с батюшкой чиновников, представителей банковских структур, крупного и среднего бизнеса, и "убеждают помочь".

Если исходить из марксистского мировоззрения, то Кураев, да и Патриарх Алексий II, в своих статьях и заявлениях описали схему (финансовых схем, впрочем, может быть много) сращивания церковного и монополистического капитала. С этой точки зрения выступление предстоятеля РПЦ МП на Епархиальном собрании московского духовенства следует рассматривать совершенно под иным углом. Слова Алексия II о коммерциализации церковной жизни это стремление сделать более прозрачным для священноначалия и более упорядоченным приходской и епархиальный бизнес в регионах и в столице. Слова Патриарха – это надежда на то, что православное духовенство, так же как и светский бизнес, будет соблюдать "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", принятый Межрелигиозным советом СНГ.

Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru"


 

©opyleft 2ШШ2 illspirit

 

Используются технологии uCoz