На
постсоветском пространстве Русская
православная церковь – крупнейшая
религиозная организация. По количеству
приходов она доминирует не только в
России, но и в Белоруссии, Молдавии, на
Украине. Однако точно оценить количество
ее прихожан невозможно.
Узким кругом
В
собственном уставе РПЦ расплывчато
именует своими прихожанами всех лиц
православного вероисповедания,
проживающих на ее "канонической
территории" (в странах бывшего СССР, за
исключением Армении и Грузии), а также
"добровольно входящих в нее
православных, проживающих в других
странах". Статистика количества общин и
другой православной инфраструктуры (о ее
достоверности я буду говорить ниже)
никак и ни в каких официальных
документах не коррелируется с данными о
количестве прихожан.
Подобная
информация отсутствует даже во
внутренних документах церкви.
Епархиальные отчеты нередко содержат
довольно подробные данные о состоянии
храмов, но, например, выяснить по ним,
на какое количество прихожан они
рассчитаны (не говоря уж о том, сколько
в них ходит), невозможно. Чаще всего не
знают этого и служащие в храмах
священники. При личных беседах их
приводят в замешательство вопросы о
количестве людей, пришедших в храм на
Пасху (традиционный пик посещаемости)
или даже на последнюю службу. Более или
менее точно они могут назвать количество
причастившихся, но с учетом того, что
это, как правило, малая часть
присутствующих, такие данные трудно
назвать репрезентативными.
С позиции
юриста в России немногим более 100 тыс.
прихожан РПЦ, входящих примерно в 11 500
общин. Ведь единственным местом, где
фиксируются данные на конкретных
верующих церкви, являются списки
приходского совета – они подаются в
региональное подразделение Министерства
юстиции РФ для регистрации прихода
(общины).
По
существующему законодательству в состав
учредителей религиозной организации
должно входить не менее 10 человек. Как
правило, списки такой численности и
подаются в областные управления юстиции.
Священникам и работникам храма выгоднее
заявить властям узкий круг соучредителей
прихода, чем фиксировать на бумаге имена
всей активной части общины. Это помогает
избежать возможных неприятностей, если
вдруг часть актива решит выйти из-под
контроля духовенства. Ведь соучредители
общины реально входят в приходской совет
только на первом этапе. В дальнейшем они
могут быть заменены, умереть или
перестать посещать этот храм. С точки
зрения закона (как государственного, так
и церковного) главное, чтобы община была
зарегистрирована, а сохранит ли она
прежний состав – не имеет значения.
Свечная память
Таким
образом, если многие другие религиозные
конфессии более или менее твердо знают
количество своих верующих в регионах
России и странах СНГ (и даже иной раз
могут отчитаться поименными списками
прихожан), то РПЦ оперирует данными о
доле населения, признающего себя
православным.
Количество верующих РПЦ можно было бы
подсчитать на основе социологических
методик, однако последние пять лет между
религиоведами и социологами ведутся
споры о корректных методах подсчета.
Положение осложняется тем, что на
постсоветском пространстве весьма низка
религиозная культура. Точнее, существует
феномен "размытой" религиозности, когда
люди, определяющие себя как
православные, не только годами не ходят
в храм, но даже не крещены.
Это
подтверждают результаты социологических
опросов. Согласно одному из них
(проведенному фондом "Общественное
мнение" в 2002 г. в 44 регионах России),
72% респондентов заявили, что никогда в
жизни не причащались. Лишь 12%
опрошенных держали посты (из них
половина – только Великий пост) и лишь
1% соблюдал все пищевые ограничения,
предусматриваемые православной
догматикой. Согласно другому опросу того
же социологического центра (апрель 2003
г.), 59% опрошенных заявили, что они
являются православными, однако только
85% из них считали Пасху важным
событием. И лишь 16% ответили, что на
Пасху намерены сходить в церковь.
Другой,
гораздо более оптимистичный для РПЦ
опрос, проводившийся службой РОМИР в
течение всего 2003 г. (100 городских и
сельских населенных пунктов), показал
аналогичный процент людей,
систематически посещающих храмы, но
гораздо больший – по эпизодическим
посещениям. Всего, таким образом, о
своем посещении православного храма в
течение года заявило не более 40%
населения России.
В
результате дискуссий экспертов и
регулярных "замеров" населения
различными социологическими группами
специалисты сошлись во мнении, что чуть
более половины населения России считают
себя православными, однако лишь 2–4%
населения регулярно посещают храмы,
исполняют необходимые обряды, читают
религиозную литературу и потому могут
всерьез считаться прихожанами РПЦ. В
Церкви эту категорию людей называют
воцерковленными верующими (далее я буду
именовать их воцерковленными).
Все
категории верующих, не принадлежащих к
духовенству и сообществу воцерковленных
и посещающих храм эпизодически,
именуются на церковном сленге захожанами.
Чаще всего эти люди действительно
посещают храм лишь для того, чтобы
поставить свечку перед одной-двумя
"полезными" иконами и после этого выйти
– не проявив особого интереса к
литургии. За свою жизнь из всех
церковных таинств они участвуют только в
крещении и отпевании.
Естественный
процесс
Эта
практика много раз подвергалась критике
внутри самой Церкви, но остается
неизменной. Опросы священников
(проведенные как мною, так и моими
коллегами) показывают, что практически
никто из присутствующих при крещении
взрослых, в том числе и его крестные
родители, не знает элементарных молитв,
даже "Символа веры", и, более того, не
умеет креститься и не делает этого в
храме.
Классическим в этом отношении примером
стал культ новой (канонизирована в 1998
г.) московской святой Матроны, чьи мощи
в 1997 г. были переданы Покровскому
женскому монастырю. "Сарафанное радио"
(следуя мифологии, выработанной
монашествующими) настойчиво рекомендует
посетить его всем женщинам для
благополучия в семейной жизни, вне
зависимости от их отношения к институту
церкви. Монахини монастыря в интервью
московской церковной прессе утверждают:
"Даже людям, совсем далеким от веры,
Матрона помогает. Она соединяет
разделенные семьи, помогает найти
работу, от наркомании лечит, от
онкологии, сейчас много людей пропадает
– по молитвам к ней они возвращаются <…>
Все, кто хоть раз обращался к ней в
трудную минуту жизни, по опыту знают
силу ее молитвенного заступления".
Наличие
захожан и особенно тех из них, кто ищет
в Церкви исцеления, но не веры,
объясняет разницу между результатами
работы социологов и подсчетами верующих,
осуществляемыми МВД. По традиции,
оставшейся с советских времен, милиция в
крупных городах ведет учет количества
людей, посещающих службу в пасхальную
ночь. (Для верующего христианина
посещение храма в это время
обязательно.) Так вот, в
десятимиллионной Москве в 2000 г. в
православные церкви пришло не более 120
тыс. человек (в 1992–1994 гг. – 180
тыс.). А на Пасху 2003 г. в период с 8
часов вечера Великой субботы до 6 часов
утра пасхального воскресенья в храмы
зашло всего 63 тыс. человек.
Данные по
другим регионам подтверждают ту же
картину – на главный православный
праздник приходит (во всяком случае, по
данным МВД и областных администраций) от
0,5 до 2,1 % населения. Несколько выше
число людей, приходящих на Пасху на
кладбища (праздники Красная горка и
Радоница) поминать своих родственников,
однако эта традиция не имеет никакого
отношения к учению церкви и
рассматривается ею как "народный
обычай".
Суммарные
данные по стране подтверждают
региональную статистику. В 2002 г. МВД,
опираясь на опыт предшествующих лет,
предсказывало, что во всех пасхальных
мероприятиях (включая Страстную седмицу,
Пасху, Красную горку и Радоницу) примут
участие примерно 15 млн человек, то есть
чуть более 10% населения страны. В 2004
г., согласно тому же источнику, на
богослужениях в храмах РПЦ
присутствовало 4,9 млн человек (3,3%
населения России), на которых
приходилось 10 млн посетителей кладбищ.
Еще в
конце 2003 г. очевидную ситуацию
вынужден был признать и патриарх
Алексий. В своем выступлении на
епархиальном собрании г. Москвы он с
горечью сказал: "Храмы пустеют. И
пустеют не только из-за того, что
увеличивается количество храмов. Это
естественный процесс, он будет
продолжаться".
А
представитель Российской православной
автономной церкви московский протоиерей
Михаил Ардов советует: "Я бы мог
предложить социологам и психологам
интереснейшую тему для исследований.
Надо провести опросы на городских и
сельских кладбищах в день Пасхи. Следует
поинтересоваться у людей: почему они
приходят сюда именно в этот день? Отчего
они тут едят и пьют? Верят ли они в
загробную жизнь? Результаты могут быть
поразительными, тут может выявиться
нечто вроде новой бездуховной религии с
грубыми суевериями и примитивными
обрядами".
Николай МИТРОХИН,
кандидат исторических наук
"Политический Журнал"
|