Андрей Полонский
ХРИСТИАНСТВО: ЗАКОН И
СВОБОДА
Взаимоотношения закона и христианства с
самого начала были испорчены. Иисус
исцелял по субботам, дерзя фарисеям,
общался с мытарями и блудницами,
предпочитая их праведникам, пировал в
пост, намекая, что до тех пор, пока мы
не умерли, надо радоваться. Наконец Он
дал нам заповеди, буквально следовать
которым можно только тогда, когда
достигнешь окончательной святости, и
заметил, что бессмысленно наливать новое
вино в старые мехи.
Впрочем, земная Церковь, едва
почувствовав под собой твердую почву,
вела себя совершенно иначе. Как надо
думать, верить, ставить себя на службе в
храме и вообще в хорошем обществе? - вот
главный вопрос практического богословия.
Беззаконие на этом языке - одно из самых
хулительных слов. Евангельские сюжеты
были обойдены с исключительной легкостью:
старый закон умер, да здравствует новый
закон! К тому же все это происходило в
Риме, потом в Византии, в общем там, где
всегда помнили пословицу о Юпитере и
быке, с легкостью применяя ее к Сыну
Божьему и простому прихожанину.
На создание нового закона ушло несколько
столетий. Как и обычно, он впитал в себя
множество человеческих, слишком
человеческих предубеждений и интересов,
страхов и страстей, но все же был легче
и глубже, нежели предшествовавший,
иудейский. Этот закон был необходим для
повседневной жизни, которая расползается
и теряет форму без установлений и
наказаний, в борьбе за него была
отточена мысль и утвердилось чувство, на
его алтарь положили жизни сотни
достойных людей. Пена гнева и
нетерпимости, - как бы заметил Григорий
Померанц, - обильно лилась с губ,
вливалась в реку времени, и многие
путали эти воды со святыми, с теми
чаемыми, где можно искупаться и обрести
бессмертие.
Впрочем, в христианстве всегда
существовал выход. Нет человека, который
жил бы и не согрешил, кто без греха,
пусть первый бросит камень. И, несмотря
на то, что камни летели со всех сторон,
пылали костры инквизиции и срубы
старообрядцев, разжижал умы и бередил
сердца пафос крестовых походов,
правители вырывали языки и прожигали
чресла, возможность покаяния, смиренного
возвращения, исповеди и прощения нигде
не могла быть отменена окончательно.
Монахи всегда кручинились о своих
прегрешениях сильней, чем солдаты и
актриски, а убеждение в собственной
праведности считалось делом немыслимой
гордыни и самым опасным искушением.
Из такого видимого противоречия возникла
вся динамика христианской цивилизации.
Был преподан закон, который никто и не
надеялся исполнить, дан идеал, который
считался недостижимым в принципе.
Запад и Восток подошли к разрешению этой
коренной проблемы по-разному.
Католический Рим, устаивавший быт
многочисленных варварских орд, пытался
максимально приблизить церковное
законодательство к нуждам и потребностям
данного ему стада, разрешить антагонизм
между истиной и повседневностью сугубо
политически, свести идеал к норме.
Политика пап простодушна в чести и
бесчестии. На Средиземном море подражали
Христу.
Православная Византия, истомленная
культурным наследием, купалась в идеале,
ежесекундно осознавая дистанцию между
ним и повседневностью. Именно здесь были
сформулированы все бесчисленные правила
Вселенских Соборов, но жизнь явилась
одним сплошным исключением, и в каждой
судьбе грех и покаяние сменяли друг
друга, как в ритмически организованной
пьесе. Политика Константинополя на
редкость лицемерна. У берегов Босфора
почитали юродивых.
В рамках двух христианских традиций
по-разному воспринимается и свобода.
Человек, выбирающий между нормой и
бунтом против нормы, знает, что
неправильное поведение чревато
наказанием (кальвинист заходит в этом
направлении так далеко, что практически
преодолевает христианство). Человек,
выбирающий между путями, которые
заведомо не могут быть окончательными и
истинными, убежден, что наказание может
последовать за любым решением. И в то же
время любое решение способно стать
спасительным.
Русский опыт запечатлел своеобразную
интерпретацию взаимоотношений свободы и
закона. С одной стороны, наследуя
православным грекам, мы всегда помнили,
что духовное напряжение между
преступлением и покаянием способно
помочь прорваться к свету: разбойники
основывали монастыри (Опта, устроивший
знаменитую пустынь), революционеры
защищали монархию (Лев Тихомиров),
аскеты и нестяжатели выступали против
наказания еретиков и преследования
инакомыслящих (Нил Сорский, Вассиан
Патрикеев). С другой стороны,
византийской культурной избытостью мы
никогда не могли похвастаться, а Церковь
оказалась так тесно связана с вечно
ведущим борьбу за свое существование
государством, что религиозное
законодательство с трудом отделялось от
светского права и народных традиций (Стоглав
и Судебник 1550-го года, Домострой,
сугубо законнические версии православия
у старообрядцев, имперские модели в
исполнении Сергея Уварова и Константина
Победоносцева).
Хорошо структурированная западная мысль
также оказывала постоянное влияние на
русское богословие, чересчур
приверженное букве канона и редко
умеющее увидеть в авторитетном тексте
универсальную метафору, а не некий свод
правил. Работы западных схоластов были
современны, в то время как творения
Отцов Церкви и решения Вселенских
Соборов оставались памятником закону, -
и митрополит Геннадий, наслушавшись
католических речей, открывал
преследования жидовствующих, Феофан
Прокопович, полюбивший от юности своей
протестантские книжки, заставлял
священников разглашать тайну исповеди во
имя интересов империи, а обер-прокурор
Победоносцев, изучивший опыт римских
миссионеров, пытался обращать в
государственное православие несчастных
черемисов, татар и бурят. Эта связь
Церкви с властью способствовала
распространению атеистических идей,
привела поповских детей к Чернышевскому
и Добролюбову и, - по некоторым версиям,
- явилась одной из причин революции.
Советское время оказалось для русской
Церкви, - в лице лучших ее
представителей, - удивительно
благоприятным. Освященная кровью
мучеников, оттесненная богоборческой
властью на зады общественной жизни,
ощущавшая собственное несовершенство
из-за необходимости постоянных
компромиссов с этой самой властью, Она
забыла о начетничестве и законах,
проповедуя покаяние, прощение,
терпимость, снисхождение и любовь.
Именно поэтому церковное возрождение
конца 80-х годов несло несбыточные
надежды верующим интеллигентам. Мнилось,
что слова Иоанна Златоуста, -
христианам-де надлежит быть не
гонителями, а гонимыми, так как Христос
был победно распят, но не распинал, был
бит, но не бил, - станут наконец modus
vivendi для тех, кому выпало
олицетворять христианство в современном
мире, восторжествуют среди них
нелицемерные нестяжание со смирением, а
паству свою они станут пасти не огненным
жезлом чиновников и начальников, а
отеческим терпением и братской лаской. И
подвиг таких пастырей, как Антоний Блюм,
Александр Мень, Иоанн Крестьянкин
отвечали этим упованием.
Однако травля Александра Меня после его
мученической смерти и Григория Кочеткова
при его небезупречной жизни,
популярность книг полубезумного Серафима
Роуза и вполне адекватного Андрея
Кураева, битва за каноническую
территорию, которую князья Церкви
развернули в совершенно
неевангелизированной стране, постоянные
реверансы в сторону обскурантистской
позиции зарубежников, проповеди о скором
конце света бесконечных Шаргуновых,
Шавкуновых и Юрасовых, пропаганда
радиостанции "Радонеж" явились
свидетельствами совершенно иной
тенденции. Церковь по-прежнему
интересует социальное влияние и власть,
и она готова добиваться их самыми
грубыми способами, в том числе
нагнетанием страха и требованием от
прихожан дисциплины, соответствующей
условиям военного времени: "Не мир я
принес, а меч".
Таков внешний взгляд. Но суть проблемы
глубже. Движение христианской
цивилизации создавалось не только
творческой, преображающей силой Церкви,
но ее репрессией, давлением, не только
упоением высотой Христа и христианства,
но и раздражением, протестом, которое
вызывали митрополиты, кардиналы,
епископы и архиепископы, а также обычные
приходские попы. Вне давления нет формы
и нет синтеза, а ведь не секрет, что
только христианский мир создал изобилие
форм и вариантов синтеза, в которых так
вольготно купаться современному
человечеству. Поскольку раздражение от
действий Церкви возникает вновь, то и
культурный расцвет не за горами, - можно
заключить, анализируя былой опыт.
Однако беда в том, что мы живем в
информационную эру, когда переживания,
связанные с вероучением, вытеснены на
периферию жизни очень больших масс
населения, вытеснены уже не политической
волей враждебных тиранов, а куда более
мощным потоком версий, сведений и
обманов, забирающих основное время в
быту наших современников. И здесь
Церковь рискует, что реализуя
традиционную модель политического
движения и апокалиптического мышления на
фоне отложенного на неопределенный срок
конца света, она станет декорацией,
весьма древним украшением на празднике
шоу-бизнеса и массовой культуры. В
какой-то степени это уже происходит в
современной русской политике. Российские
императоры, стоя в соборе еще столетие
назад, переживали литургию как
центральное событие, стержень жизни. Что
думали об этом Лужков, Ельцин и их
присные, застывая со свечками на
пасхальной службе - бог весть. "Дань
традиции предков или хорошая школа
нравственности". К тому же заметные
священники 90-х годов весьма
соответствовали культурной ситуации:
Артемий Владимиров и Владимир Асмус -
очень стильные постмодернистские батюшки,
а покойный митрополит Иоанн
Санкт-Петербургский и Ладожский любого
Пригова мог за пояс заткнуть...
И все-таки невозможно быть христианином,
не веря в Святую, Соборную и
Апостольскую Церковь. И вера эта - не
простое признание правил, канонов и
законов, когда-то сформулированных
святыми и богословами, она призвана
засвидетельствовать творческий опыт
Церкви, способной справиться и с
собственными нестроениями, и с любой
исторической ситуацией. Сказано: врата
адовы не одолеют Ее, - не одолеют,
вопреки всем ошибкам и ложным расчетам
действующих лиц и исполнителей.
...Что ж до свободы, то, - простите
неизбежный трюизм, - у свободного
человека никто ее не отымет. И в то же
время политическая, мировоззренческая,
бытовая свобода никогда и ни для кого не
может стать нормой. Но она часто
становится нашим дерзким требованием,
оправданным в том случае, если мы готовы
держать за нее ответ.
http://periferia.kulichki.net/konc2.htm
|