Церковное Возрождение

Сказка про белого бычка или
Русская Православная Церковь на Беларуси

После длительной и жестокой эпохи тотального контроля КПСС за помыслами граждан самой счастливой страны мира, наступило время полной идеологической свободы или скорее идеологической неясности. СССР рухнул, оставив после себя только облачко пыли в виде воспоминаний пенсионеров и плакатов в сельской глубинке: "КРЕПИ МИР ТРУДОМ, КОЛХОЗНИК!" Кажется, уже никто, кроме откровенных маргиналов, не верит в ренессанс самой могучей одной шестой части суши. Понятно, что вместе со страной исчезли карнавалы на Первое Мая, "дружба народов", соцсоревнования, красные-красные флаги, в общем, вся эта муть, в которую все якобы верили, строя коммунизм и сражаясь с капитализмом. Коммунистическая идеология во многих случаях заменяла религию. Мы все верили, что строим светлое будущее, некий общественный строй очень похожий на рай. Через энное количество пятилеток граждане СССР должны были попасть туда. С развалом Советского Союза эта вера исчезла. Но ведь надо же во что-то верить! Можете тут вспомнить древние народные мудрости: "свято место пусто не бывает", "природа не терпит пустоты" или книгу Фромма о поиске личностью господина в современном репрессивном социуме. Что кому больше нравится.

На очень короткий момент головы сограждан оказались свободными, ориентиры которые были далеко, но давали силы жить оказались обманом, картонными декорациями. Появилась возможность выбрать что-нибудь по собственному вкусу. И народ бросился верить со всей открытостью своей души. Недолгое время в моде были зелёные человечки, живая вода Кашпировского и гороскопы. Спросом пользовались также фотографии следов босых ног, как минимум 52-го размера, из научно-популярных журналов, выполненные где-то в горных теснинах Алтая. Без сомнений, пиком сезона разудалых 90-х у народа стали иннопланетяне, которые кого-то похищали, спасали и т. д. и т. п. Но всё это происходило скорее на народном, этнографическом уровне и, конечно, достойно самого пристального внимания антропологов.

Гораздо интереснее на происходящее реагировала государственная власть самостоятельных государств. На вере в существование дружественной гуманоидной рассы капитализм ( тут возможны некоторые варианты ) не построишь и государство не сплотишь. Хотя на это интересно было бы посмотреть. Но вместо прямых телемостов "Земля - созвездие Малой Медведицы", государственные мужи вспомнили о средоточии, о самой сути русского (есть мнения, что и беларуского) духа - о православии. На утверждение православия в роли фактически государственной религии в России и Беларуси несколько повлияла и сила традиции. Но не будем торопить события, обо всём по порядку.

Российский цезаропапизм - это своя, отдельная история. Мы же поговорим о Беларуси. Современное положение православной церкви и та роль, которую она играет, в политической жизни многострадальной беларуской земли сложилась не так уж и давно. Тут имеется в виду тесное и, надо понимать, обоюдовыгодное сотрудничество правосланых иерархов и власти.

Русская провославная церковь ( РПЦ ) всерьёз занялась беларуской паствой в конце 18-го века, после разделов Речи Посполитой. Грубые башмаки русских солдат и мягкие туфли православных священников всегда ступали вместе и по сибирским мхам, и по дорогам новоприобретённых западных провинций. В Беларуси была особая ситуация, население тут давно было преимущественно униатским или католическим. Уже с самого появления униатсва в 16 веке оно стало для РПЦ врагом номер один на западе. Униатсво позволяло существовать в Речи Посполитой самобытному этносу, оно также выбило почву для религиозных конфликтов в Речи Посполитой. Зная историю взаимоотношений России сначала с Великим княжеством Литовским, а затем и РП, нетрудно вспомнить содействие "третьего Рима" религиозным распрям у западного соседа. Кроме того, подчинение церкви с православным обрядом римскому папе… этого уже достаточно чтобы русский патриарх проклял церковь-сестру. Само существование униатов было, с точки зрения иерархов РПЦ, абсолютной аномалией.

С задачей ликвидации опасного конкурента РПЦ справилась к 1839 году, чья власть - того и вера, как говорится. Немного подпорченных западной культурой беларусов должна была исправить истинная вера. С этого момента православие и стало самой главной и, конечно, самой правильной конфессией. Мы опустим тут рассказ о восстаниях против русского царя, о выпоротых крестьянах, которые не хотели бросать своего униатского бога, о густой сети церквей, построенных в неоколониальном стиле графом Муравьёвым-вешателем.

Могучую российскую империю всколыхнуло и в мгновение ока рассыпало в революционный прах восстание февраля 1917-го и последующий большевисткий переворот в октябре.

Далее последовали мрачные семдесят лет строительства социалистического общества, на слуху у всех был воинствующий атеизм, количество храмов медленно, но неуклонно уменьшалось. Социалистический рай стал той сказкой, которой кормили народ. Те невзрачные остатки РПЦ, бывшей некогда государством в государстве, были подмяты под себя сильнейшим советским госаппаратом. Можно говорить даже о вживанни, вращивании РПЦ в структуру советской власти. Правозащитник и диссидент отец Глеб Якунин назвал Московский патриархат подразделением госбезопасности, основной функцией которого было обслуживание тоталитарного комунистического режима. За эти слова он и поплатился -- в 1966 году Глеб Якунин был лишён сана при активном содействии архиепископа Алексия ( Ридигера ), который тогда был управляющим делами Московской патриахии, теперь он - патриарх Алексий ІІ.

Не имея возможности остаться конфессией приблежённой и обласканной гос. властью, русское православие попробовало приспособиться и вижить. Что ему и удалось. Руководители СССР хотели в свою очередь взять под контроль остатки РПЦ.

Ещё в первые годы существования советской власти, большевики решили проблему сопротивления в рядах РПЦ. Патриарх Тихон, открыто заявил о непринятии православием новой власти и проклял гонителей церкви. После его смерти иерархи православной церкви не смогли избрать нового патриарха. Митрополит Пётр, который стоял во главе церкви, после смерти Тихона был сгноён в лагерях. На его место советской властью был поставлен митрополит Сергий. Появился "временный синод", он был очень быстро признан ГПУ. В 1927 Сергий опубликовол "декларацию", где были слова о признании "радостей" советского государства "радостями" РПЦ. Таким образом РПЦ смогла дожить до сегодняшних дней, судьба первых христиан не была столь привлекательной и умирать, даже за веру, не хотелось. После этого произошёл раскол РПЦ, и недовольные отправились в соловецкие лагеря. Недовольные, которым удалось сбежать на Запад, создали Заграничную провославную церковь, РПЦ настолько приспособилась к условиям советского общества, что часто трудно было отличить, где кончается партнаменклатура, а где начинается церковь. Кремлёвские санотории и госпитали стали родными для высшего духовенства. Церковь была просто насыщена сексотами.

Но началась перестройка, грянули фанфары гластности, СССР исчез с политической карты мира. Идеалами нового общества были объявлены демократия, рыночные реформы и свобода вероисповеданий. В 1991-1994 годах было похоже, что в Беларуси действительно проходят капиталистические преобразования. Беларусь в очередной раз двигалась к очередному светлому будущему. Гос. власть явно не симпатизировала не одной религии или конфесии. Если не считать скандалов с льготами на продажу алкоголя и табака, которые получила опять же РПЦ. Вялотекущую общественную и политическую жизнь страны нарушили президентские выборы 1994-го года. К власти пришёл… ну, впрочем, всем известно кто.

То, как назвал себя Лукашенко в одном из своих словообильных интервью - "православный атеист" - является прекраснейшей характеристикой и самого президента и того образца общества, которое потихоньку формируется в РБ. Трудно охарактеризовать это словами, но похоже на то, что в мечтах Лукашенко Беларусь должна стать этаким колхозом с порядками казармы и венчать это дело должны православные маковки. Да, побольше православных маковок.

На уровне государственной идеологии православие вместе со славянским братством, интеграцией и брызгающей слюной ненавистью к Западу стало тем суррогатом, которым нас кормят через телевизор. Власть называет это "истинные духовные ценности". Демократия и либеральная экономика не прижились в РБ. Православие с его мрачными, усыпанными золотом обрядами, где человек просто вжимается в каменные полы церквей, как нельзя лучше подходит нынешней власти. Сама церковь мало изменилась с советских времён.

Митрополит Филарет демонстрирует, тычет нам в глаза свою верность режиму. Все крупнейшие телешоу беларуского телевидения не обошлись без него. Тут можно вспомнить и референдум 1996-го года и годовщину Великой Отечественной войны в Бресткой крепости ( был даже сам Алексий ІІ ) и иногурацию 2001года. Филарет всегда рядом с батькой, по парвую руку в судьбаносные моменты истории. Одновременно с этим происходят гонения на католических священников и автокефальную беларускую церковь.

Перефразируя лозунг мая 1968-го:"идеология болезнь мозга", можно сказать, что православие с его конформизмом и догмами рискует стать настоящей смертью для мозгов граждан РБ. Церковь и государство расстались во всём мире пару сотен лет назад, у нас они действуют заодно до сих пор. И православие как нельзя лучше подошло на роль "опиума для народа".

Алеся Сергейчик


 

©opyleft 2ШШ2 illspirit

 

Используются технологии uCoz