|
|
Церковное Возрождение |
НЕТРАДИЦИОННАЯ ИДЕЯ:
пастор ведет свою провинциальную, евангелическую,
консервативную, протестантскую паству
к обращению в древнее, таинственное Православие
Салли МакДональд,
Религиозный репортер Сиэттл Таймс
АРЛИНГТОН - Пианино увозят. Все в порядке,
потому что хор больше не поет хвалебные песни и протестантские гимны, только
литургические песнопения, a cappella , в миноре.
Пастор Дэйв теперь отвечает по телефону как
отец Давид. Он носит белые священнические одежды. В сопровождении радостных
служек, он начинает богослужение взмахивая курящимся кадилом во все стороны,
бряцая цепочкой и распространяя запах ладана по залитому солнцем
молитвенному дому.
Члены общины, которые презирали такие ритуалы
как "католикоподобные" теперь кланяются и осеняют себя крестным знамением
перед алтарем, украшенным позолоченными портретами Христа, Богородицы и
Апостолов на которых нарисованы нимбы. Они целуют иконы и зажигают свечи.
Они совершают богослужение не по служебным Библиям (лежащим на скамьях в
молитвенном доме для чтения во время службы - прим.перев.), а по книге
"Божественная Литургия Святого Иоанна Златоустого". Они молятся Богородице
Марии и всем святым и мученикам, и Сладчайший Иисус больше не упоминается.
В следующий уикэнд, после шести месяцев
занятий катехизисом, Дэвид Ховик и 104 члена церкви Общества Благодарения
будут обращены в Восточное Православие в ходе церемонии, проведенной под
руководством Епископа Иосифа Лос-Анджельского. Переписанная вывеска теперь
сообщает проезжим, что теперь здесь храм св.Андрея Антиохийской Православной
Церкви.
Является ли причудой, этот скачок из
независимой, консервативной, евангелистской, основанной на Библии, "Иисус-как-твой-друг"
веры к вере, основанной на древней Восточной традиции и ранне-христианской
мистерии?
Да, Ховик и его члены согласны. И в то же
время - нет.
Сейчас всюду есть обратившиеся церкви -
баптисты становятся пресвитерианами, лютеранские и епископальные церкви
становятся харизматическими, пятидесятники присоединяют епископалиан. Одно
из самых больших движений - создание внеконфессиональных церквей типа церкви
Общества Благодарения (один эксперт оценивает появление таких церквей до
1,000 в год ) каждая из которых имеет свои собстенные особенности и
богословие.
Но имеется также меньшая тенденция другого
направления, представителем которой является Общество Благодарения -
евангелики и харизматики, которые решают, что довольно славить Бога в стиле
"сделай сам" и присоединяются к очень регламентированной Праволавной вере.
Большое преобразование в 1987 году. Это
случилось тихо в течение прошлого десятилетия. В 1987, приблизительно 2,000
евангеликов со всей страны легко присоединились (к Православию -
прим.перев.), потому что их пасторы рботали вместе двумя десятилетиями
прежде в рамках Крестового похода Университетского городка к Христу -
Преобразователю. В это сообщество вошли общины Св. Креста в Якиме и Св.
Павла в Бриере, бывшие руководящими по отношению Арлингтонской общине.
Затем Праволавие вобрало в себя общины в
Спокэйне и Эверсоне, Графство Вотком.
И только прошлым летом, христианское Братство
Виноградника из Сан-Хосе, Калиф., стало праволавной общиной св.Стефана,
оставив ловушки харизматиков - рок-музыку, общие пророчества и говорение на
языках, бывшие частью их фундаменталистского убеждения, в пользу
традиционной Литургии, древнего пения и целования икон Девы Марии.
Члены Общества Благодарения говорят, что
конечно они были (и есть) консерваторами, но "пожалуйста не назовайте нас
фундаменталистами". Фактически, говорят они , посетители, которые заходили
ожидая харизматической службы, часто покидали Общество Благодарения в
разочаровании после нескольких воскресений.
Сейчас у них тяжелые времена,
свидетельствующие, каковы они были, как много они сделали за эти годы пока
искали веру по душе .
Поиск корней. То, что Пастор Дэйв называет "
наше путешествие" началось с его собственных сомнений относительного
современного состояния христианства и донкихотского желания направить общину
на путь первых христиан.
"Все, что у меня было, когда я создал эту
общину - было желание вырастить такую общину, которая имела бы большее
основание в исторической церкви, " говорит он . " Но я не знал, что это
означает"
Ховик прошел курс церковной истории в
Арлингтонской Христианской Школе. Благодаря этим занятиям, говорит он,
пришло понимание, что апостольская церковь была еврейской синагогой -
исполненной литургическго действия, ритуальной и древней традицией.
Так он начал добавлять кое-что к их
пустотелой службе, сначала незначительные моменты, а затем - более спорные.
Они начали молиться Молитвой Господней и Никейским Символом веры. Он убрал
кафедру проповедника в сторону, чтобы сделать алтарь центром поклонения.
Довольно скоро они стали совершать общее моление общины больше чем один раз
в месяц, даже если некоторые ворчали, " Если мы будем делаем это часто, это
не будет более исключительным событием."
"В каждой точке пути, были те, кто говорили:
" Слишком много, слишком много. Мы не можем принять это, не можем делать
это. Нет свечам! ", говорит Ховик. " Я называю это римофобией. "
Они начали примерять к себе различные
конфессии. Они принимали баптизм , затем переходили к лютеранским,
епископальным или пресвитерианским догмам. Иногда приемлемая вера,
отвергалась по политическим соображениям - несколько конфессий было
оставлено, когда они обнаружили, что это расходится с их консервативными
представлениями относительно абортов или гомосексуализма.
Открытие Православия. Затем, три года назад,
Санди Мейер, которая знала Ховика со времен учебы в высшей школе и была
одним из основателей его общины, ознакомилась с книгой о евангелистских
преобразованиях 1987 г. и дала ее Ховику. "Я был потрясен, я прослезился
когда я читал это",- говорит он . "Я понял, что это был путь первых
христиан, и он не изменился за 2,000 лет. Они все еще говорят те же самые
молитвы, тот же самый Символ веры, что и в ранней церкви. Я все еще имел
некоторые старые предубеждения относительно Марии и святых, об этом я не
составил тогда никакого мнения, но, прочитав книгу, я убедился, что
православие - моя вера, несмотря на то, что я был пастором евангелистской
церкви. "
Ховик терял людей все время, пока
эксперементировал со службой, но сумел сохранить большинство совета церкви.
Но когда он сообщил им свое решение, что Православие - путь, которым пойдет
его община, 50 человек ушли. Роуз Кратц - одна из них. "Я была членом совета
Общества Благодарения", - говорит она. "Он мой духовный наставник уже годы.
Но я не могла бы спорить с его богословием. Мне было просто неприятно все
это "креститесь слева направо а не справа налево, потому что это - не
правильно ". " Православие только обдало меня холодом. "
Среди тех, кто остались, были Том и
Джессамина Хоаг. Они были членами харизматической общины Виноградника до
присоединения к Общине Благодарения в то самое время, когда Ховик формировал
свою позицию.
" Это не религия для каждого, но это было
подобно дыханию свежего воздуха для меня, " говорит Хоаг. " В общинах, в
которых я был, вы не могли бы получить прямой ответ по какому-либо поводу.
Здесь ответы те же, что и 2,000 лет назад. "
Восточные мистерии. Православие рассматривает
себя наследником ранней церкви. Ее корни восточны, она разделена на
этнические группы (имеются в виду Патриархаты - прим.перев.). Греческий
Патриархат является наиболее значимым в Америке, у него приблизительно 2
миллиона приверженцев. Община Благодарения будет частью Антиохийского
Патриархата, который имеет приблизительно 300,000 членов в Америке. Это
исполнено тайной: хлеб и вино Евхаристии становятся Телом и Кровью
Христовой, хотя, как говорит Хоаг, " В Православии, это - тайна. Они не
пробуют объяснять это. Православная Церковь также верит в такие вещи как
говорение на языках, но это не главное. Это случилось - хорошо, но это не
ожидается. "
Было так много изменений во время путешествия
к Православию, что члены Общины Благодарения потеряли счет - среды и пятницы
теперь постные дни; вино, а не виноградный сок, используется для службы; и
нужно будет научиться земным поклонам к Великому Посту.
Наиболее трудным для тех, кто решил остаться,
было то, что Православие настаивает на крещении младенца, говорит Ховик.
Большинство евангеликов и многие протестанты возражают, что крещение - для
взрослых или более старших детей, могущих понять значение это акта.
Страдания за веру. Разрыв с евангелистской
верой был болезненен для Ховика и всего его окружения, прошлого и
настоящего. Ховику пришлось урезать жалованье когда его община уменьшилась
со 110 семейств до 37; второму пастору и церковному секретарю пришлось уйти.
Члены семей, особенно те ,кто остались при
консервативных или фундаменталистских протестантских верованиях, потрясены и
опасаются массовых переходов в конфессию, которая некоторыми считается
проклятой. Некоторые прихожане говорят , что пришлось прекратить разговоры
относительно этого с семьей. Ховик первым стал получать разгневанные письма
и телефонные звонки В обществе ходят слухи, что пастор Ховик ввел его членов
в какой-то культ.
" Это было действительно пагубно для
множества из нас, " говорит Ховик. " У нас насчитывалось 160 прихожан в
воскресенье, и внезапно ушло 20 процентов общины. Было ужасно болезненно
терять их. Это разбило наши сердца. "
Прихожане храма св.Андрея, решившие остаться,
говорят что переход в Православие не изменил их основной христианский
консерватизм, затронув только способ выражения их веры.
Ховик более чем когда-либо уверен в своем
решении.
" Для меня, самая большая проблема - моя
ответственность как пастора. Может быть важнее было сохранить общину? Можно
ли сказать, что то, что я открыл, не имеет отношения к прихожанам? Я отвечал
- я нашел веру, и если люди уходят, мне остается предать это на волю Божью.
Я ничего не могу с этим поделать. Это - действительно вопрос истины. "
Seattle Times, Feb.03, 1997 by Sally
MacDonald, translation by Mark Markish
В переводе сохранены некоторые стилистические особенности статьи из
американской газеты Seattle Times.
|
|
|
|
|