с т а т ь я

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

 

Церковное Возрождение

Публикации: Антизападная ксенофобия, антисионизм и антиглобализм

Последний пример религиозной ксенофобии — не единственный из уже приводившихся, где звучит тема противостояния с Западом. И это неудивительно: многие религиозные лидеры в России, отнюдь не только националистического толка, воспринимают свое противостояние с другими религиозными объединениями как часть общероссийского противостояния с постоянно враждебным Западом. Вот образец высказывания митр. Кирилла, фактически второго человека в РПЦ, олицетворяющего либерально-консервативное крыло: «Мы считаем, что путем ужесточения религиозного законодательства борьба с сектантством бесперспективна… Потому что в случае с сектантством речь идет не просто о свободе выбора — речь о попытках известных сил духовно разделить наше общество, к существующим на сегодня национальным, имущественным, политическим разделениям добавить еще и религиозные»(1).

Если учесть, что подавляющее большинство тех, кого сейчас называют в России «сектантами», принадлежит к религиозным объединениям, десять или сто лет назад принесенным в Россию извне, понятно, что «известные силы» тоже находятся где-то за границей. А если добавить, что «секты» западного происхождения явно преобладают в России над «сектами» происхождения восточного, можно также сказать, что антисектантская риторика носит антизападный характер.

У фундаменталистских активистов в РПЦ и их покровителей в епископате легко найти гораздо более резкие высказывания. Но показательна именно позиция весьма умеренного митр. Кирилла.

А вот позиция патриарха, высказанная на епархиальном собрании 15 декабря 2000 г.: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить. В западных странах работает мощная индустрия растления, в невероятных количествах поставляющая в Россию порнографические издания, пособия по программам так называемого полового воспитания, которые рекламируют разврат во всех его видах, явочным порядком легализуют жизнь по образу Содома и Гоморры. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контрацептивов, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа»(2).

Аналогичны высказывания мусульманских лидеров. 12 сентября 2001 г., на следующий день после террористических актов в США, Т. Таджуддин счел нужным заявить: «У США та же проблема, что была у фараона, — кичливость и гордыня, желание стать хозяином мира, в то время как на это место может претендовать только Всевышний Творец»(3).

Наиболее резкие высказывание позволяет себе заместитель Р. Гайнутдина по Совету муфтиев муфтий Н. Аширов (но не сам Гайнутдин). В ответ на начало военных действий в Афганистане Н. Аширов заявил, что эта акция дает право каждому мусульманину на ответные действия, правда, оговорившись, что его Духовное управление к актам насилия призывать не будет(4). А после погрома на рынке в Царицыно в г. Москве 30 октября 2001 г. сказал, что взгляды скинхедов ему импонируют, только объект атак им надо сменить — бить надо не мусульман, а людей с Запада(5).

Говоря о мусульманских лидерах, нельзя не отметить их антисионизма, столь воинствующего (в отличие, например, от проарафатовских деклараций патриархии), что он уже может быть охарактеризован как форма антисемитизма. Так, сразу после трагедии 11 сентября муфтий Н. Аширов и В.-А. Ниязов, лидер небольшой Евразийской партии, политик, близкий к Р. Гайнутдину, провели пресс-конференцию и комментировали события следующим образом: «Мы знаем, какая страна имеет разветвленную сеть спецслужб. Это сионистские спецслужбы. У бен Ладена нет таких возможностей. Это сделали не арабы и не мусульмане, а те, кто располагает возможностями и кому это выгодно»(6).

Антизападные настроения в последние годы приобрели в России новую (заимствованную с Запада) форму — антиглобализма. Руководители РПЦ предлагают государству и обществу свою стратегическую концепцию в отношении глобализации, а точнее — отношений России с внешним миром, в первую очередь — с Западом. Речь идет о концепции, постоянно развиваемой митр. Кириллом, разделяемой патриархом и включенной в «Основы социальной концепции РПЦ» на Архиерейском соборе 2000 г. Чтобы не цитировать целый ряд статей и документов Собора(7), ограничимся кратким резюме.

Церковь осуждает либеральное (западное) мировоззрение как безрелигиозное и индивидуалистическое, но допускает его право на существование в современном падшем мире. Церковь настаивает на том, что «традиционные» мировоззрения — исламское, православное и другие — имеют не меньшее право на существование. Мировой порядок должен в равной мере ориентироваться на все эти мировоззрения. Процесс смешения цивилизаций оценивается скорее негативно, ему противопоставляется сохранение религиозной, национальной, цивилизационной идентичности.

Церковь утверждает, что российский народ должен в этой системе определяться не как западный, а как православный. Это означает не категорический отказ от либерализма, а требование смещения баланса в пользу традиционных ценностей и общественных механизмов в смысле дореволюционной традиции.

Митр. Кирилл всегда использует дипломатичные формулировки, но воспринимает ситуацию как критическую и требующую срочных действий: «Ныне совершающийся в мировом масштабе процесс утверждения либеральных ценностей как якобы венчающих многовековую историю развития человеческой цивилизации представляет собой сегодня даже большую опасность, чем некогда коммунистический атеизм»(8).

Таким образом, РПЦ предлагает России политику, которую можно назвать цивилизационным изоляционизмом (стоит сравнить с пассажами описанных выше концепций государственно-религиозных отношений) и в которой нельзя не увидеть оборонительную форму ксенофобии.

Радикальный антиглобализм, если он респектабельно подан, церковью тоже не отвергается. Санкт-Петербургская духовная академия, возглавляемая епископом Константином (Горяновым), провела 3—4 мая 2001 г. вместе с двумя светскими институтами конференцию «Духовные и социальные проблемы глобализации». Конференция приняла итоговый документ(9), из которого достаточно привести лишь краткую цитату: «Идеология глобализации противостоит христианскому мировоззрению и несовместима с ним; она внедряется и пропагандируется в светском обществе и Церкви усилиями мировой элиты и выражает ее интересы. Глобализация становится воплощением утопической идеи мондиализма о создании на Земле унитарного наднационального жестко контролируемого сообщества…

<…> Русская Православная Церковь и государство стали главным препятствием на пути устремлений к мировому господству…»

В этом тексте легко найти параллели с философией и пропагандой национал-радикалов, но в целом мы видим лишь более определенно и решительно переформулированные положения «Основ социальной концепции». Неудивительно, что никаких, во всяком случае публичных, нареканий со стороны синода не последовало.

Таким образом, фундаменталистский антиглобализм, пусть и не в крайних его формах, фактически легитимизирован в РПЦ. А вместе с ним легитимизирована и свободно пропагандируется от имени Церкви — антизападная ксенофобия.



(1) Королев А. Опасно путать религию с политикой // Труд. 2001. 14 марта.
(2) Сообщение ОВЦС. 2000. 15 дек.
(3) Цит. по: Верховный муфтий России: теракты в США — эхо событий в «горячих точках» // Мир религий. 2001. 12 сент.
(4) Сообщение агентства «Регионы России». 2001. 8 окт.
(5) Верховный муфтий угрожает распадом России // Прима. 2001. 5 нояб.
(6) Сигида А. Мусульмане нашли виноватых. Это евреи и американцы // Коммерсантъ. 2001. 19 сент.
(7) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Мир на перепутье // НГ—Религии. 1999. 23 июня; митр. Кирилл. Норма веры как норма жизни // Независимая газета. 2000. 16—17 февр.; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: Доклад на VI Всемирном русском народном соборе // Сообщение ОВЦС. 2001. 14 дек. // www.russian-orthodox-church.org.ru.
(8) Митр. Кирилл. Филермская икона Божией Матери и современные вызовы христианству // Сообщение ОВЦС. 2001. 17 дек.
(9) Документ опубликован на сайте движения «За право жить без ИНН» // infolab.spb.ru.

http://mhg.ru/publications/1A740ED

                                                                                 © Церковное Возрождение

 

Используются технологии uCoz